содержание

    Глава 2. Дхарма

    1. Пять по отношению к четырем предметам -

    Решающие факторы. Четыре - по отношению к двум.

    Пять и восемь - они

    По отношению к омрачению и очищению.

    2. Так как господствуют по отношению

    к условиям для возникновения чего-либо,

    По отношению к своему собственному объекту и всем

    объектам, то таких факторов-органов шесть.

    Господствующие факторы М. и Ж. выделяют из телесности,

    Потому что они таковые по отношению к мужественности и

    женственности.

    3. Фактор жизненности выражается в единомыслии,

    Он господствует по отношению к омрачению и очищению.

    Жизненность, ощущения, а акже вера и прочие -

    Так сказано о двух пятерках.

    4. Вследствие господствования при получении

    Движения вперед и вперед и нирваны

    "Познания непознанного", "познания всего", а также

    "Обладания всезнанием" - высшие господствующие факторы.

    5. Опоры сознания, из различие,

    Длительность, омраченность, накопление

    И очищение, сколько бы их не было,

    Все они - господствующие факторы.

    6. Опять же, опора силы, создающей неминуемость потока

    причин и следствий,

    Возникновения, длительности, общения -

    Таких факторов 14. Их антитеза - иные факторы.

    7. Телесное ощущение, которое неприятно,

    Есть фактор, создающий страдание.

    Приятное ощущение благоприятно. Мысли третьей ступени

    созерцания - фактор, создающий благоприятное.

    8. В другом случае - это чувство удовлетворения.

    Неприятности мысли - это чувство неудовлетворения.

    Чувство же безразличия - среднее, потому что нет конструктивности мысли

    Как у обоих первых.

    9. На путях прозрения, созерцания и архата - девять

    И три. Эти три - чистые.

    Чувственное, жизненность и неприятное -

    Оскверненные. Девыть - двух видов.

    10. Жизненность - последствие кармы. Двенадцать - двух видов.

    Восемь последних и чувство неудовлетворения исключая.

    Оно одно способствует карме.

    Десять - двух видов.

    Интеллект, другие ощущения, вера и прочее.

    11. Восемь благоприятных.

    Чувство неудовлетворения - двух видов.

    Интеллект и другие ощущения - трех видов.

    Остальное - одного вида.

    12. Неоскверненные факторы не входят в сферу страстей.

    Факторы М и Ж не входят в сферу получувственного.

    Чувственное и приятное не входят

    В сферу чувственного.

    13. Интеллект и три ощущения - трех видов.

    Чувство неудовлетворения отбрасывается двумя,

    Девять - через путь созерцания,

    Пять, а также и три не отбрасываются.

    14. В сфере страстей, в первую очередь, фактора - как последствия кармы.

    Кроме как у родившихся чудесным образом

    У этих -6, 7 и 8.

    В сфере получувственного - 6, в высшей - один.

    15. В сфере нечувственного смерть

    останавливает жизненность, интеллект и чувство

    Безразличия. В=сфере получувственного - восемь;

    В сфере страстей - десять, девять или восемь.

    16. При постепенном умирании - четыре

    При благоприятной смерти - пять.

    При двух крайних -девять.

    Два же - через семь, восемь или девять.

    17. Архатство - через одиннадцать факторов

    Вследствие наличия какого-то одного - так сказано.

    Обладающий безразличием обладает обязательно тремя.

    То есть еще и интеллектом, и жизненностью.

    18. При обладании приятностью и осязанием - четырьмя,

    При обладании зрением и прочим - пятью,

    Также и при обладании удовлетворением. Обладающие

    Страданием - семью, а Ж. и прочими -

    19. Восемью, при "обладании всезнанием"

    Обладают одиннадцатью факторами,

    При обладании "познанием непознанного"

    Обладают тринадцатью.

    20. Без благоприятного самое малое восемь:

    Телесность, ощущения, жизненность, интеллект.

    В сфере нечувственного -

    Безразличие, жизненность, интеллект, благоприятное.

    21. Наибольшее число - девятнадцать,

    Исключая неоскверненные.

    Они же - у двуполых, у праведника, обладающего страстями,

    За исключением половых органов и двух неоскверненных.

    22. В сфере страстей, когда не имеет места орган

    И звук, атом состоит из восьми субстанций.

    При наличии органа осязания - субстанций девять

    При наличии других органов - субстанций десять.

    23. Сознание и его элементы всегда вместе,

    Все с признаками обусловленного, со своими признаками

    Или с "получением-обладанием". Связанные с сознанием - пяти видов,

    Потому что различаются по разрядам.

    24. Ощущение, усилие, различение,

    Рвение, контакт, мудрость, память,

    Внимание, намерение и

    Сосредоточение - во многих видах сознания.

    25. Вера, изобретение и сохранение хороших качеств,

    Готовность к действию,

    Безразличие, стыд перед собой. Стыд-страх перед другими,

    Два корня, непричинение зла,

    Энергия - всегда возникает в благоприятном сознании.

    26. Неведение, невнимание, ложь,

    Неверие, тупость, беспокойство

    Возникают при омрачении сознания.

    26. В неблагоприятном - отсутствие стыда перед собой

    И стыда-страха перед другими.

    27. Гнев, враждебность, вероломство,

    Зависть, ободрение предосудительного, лицемерие, скупость,

    Обман, самодовольство, причинение вреда -

    Это разряд "ограниченно-омраченных".

    28. В благоприятном сознании сферы страстей

    При обладании элементов "искания" и установления -

    22 элемента, связанных с сознанием.

    Иногда к ним присоединяется еще "угрызение".

    29. Сознания несмешанные неблагоприятные,

    Обладающие ложными воззрениями, имеют 20.

    Добавление одного из четырех ограниченно-оскверненных, а также гнева и прочих,

    И угрызения - дают 21 элемент .

    30. При омраченности неопределенное состоит из

    Восемнадцати, иногда лишь из двенадцати.

    Апатия, вследствие свой непротиворечивости,

    Присоединяется к любому из них.

    31. Из них угрызение и апатия как неблагоприятные

    Отсутствуют в первой ступени созерцания.

    Искания нет в особой ступени созерцания,

    А в высших нет и установления.

    32. Неуважение - это два вида бесстыдства,

    Не видение страха перед заслуживающим порицания.

    Радость и уважение - стыд.

    Эти два - в сферах страстей и получувственного.

    33. Искание и установление - это понятия тонкости и грубости.

    Грубость - это высокомерие.

    Самодовольство - страстная привязанность к элементам своей личности

    И сознание, полностью постигшее это.

    34. Термины "йид", "сем" и "нам-шэ"

    Однородны по смыслу. Сознание и его элементы

    Обладают опорой, объектом, формой

    И пятью видами связей.

    35. Силы несвязанные: 1) обладание, 2) необладание,

    3) общность бытия, 4-6) три вида транса, 7) жизненность, 8-11) признаки.

    12-14) придание значения звукам, словам, предложениям.

    36. Термин "тхоб-ба" означает получение и обладание.

    Обладание и необладание входят

    В состав цепи личности,

    Как и два "подавления".

    37. У трех времен - силы трех видов.

    У благоприятных и прочих - благоприятное и прочее

    Связаны со своей сферой.

    У невключенных - четырех видов.

    38. Она - трех видов у нетренирующегося и тренирующегося.

    Двух видов - у неподлежащего отбрасыванию.

    Неопределенные "получение-обладание" возникают одновременно,

    За исключением всезнания и магии.

    39. Также и получение-обладание загрязненного чувственного в сфере страстей.

    В сфере страстей перед чувственным и не возникает.

    Необладание незагрязненно-нейтральное

    Бывает трех видов у прошедших и будущих.

    40. У входящих в сферу страстей и прочие и у незагрязненных.

    Таким образом, необладание Путем имеет место

    У простого человека.

    Исчезновение - это "получение-обладание" и переход в другую ступень.

    41. Сила общности - это схожесть живых существ,

    Определяемая как "ду-шэ-мэд-ба",

    Это подавление сознания и его элементов с отсутствием представлений.

    Последствие кармы, третья ступень четвертой степени созерцания

    42. Мистический транс без представлений -

    Это последняя ступень созерцания благодаря желанию освобождения.

    Она благоприятна, испытывается после рождения

    Не у праведника и получается одновременно.

    43. Конечное подавление схоже в смысле места успокоения.

    Рождение в кульминации бытия благоприятно.

    В двух - воздаяние в свое время и в неопределенное.

    У праведников получается тренировкой.

    44. Получаемое буддой просветление

    Вследствие получения через 34.

    Оба вида транса имеют место и в сфере страстей, и в сфере получувственного.

    Мистический транс с подавлением сначала у людей.

    45. Сила жизненности - это жизнь, теплота

    И опора сознания.

    Признаки - это возникновение,

    Старение, пребывание и исчезновение.

    46. У них тоже есть эти последующие вторичные признаки.

    Они воздействуют на восемь элементов и на один.

    При отсутствии причин и условий

    Не рождается подлежащее рождению через рождение.

    47. Силы, придающие значение словам и прочему, -

    Это силы, придающие значение словам, предложениям и звукам,

    Принадлежащие сферам страстей и получувственного, понятные всем живым существам.

    Общие по причине и неопределенные также.

    48. Общие, являющиеся следствием кармы, -

    В трех сферах. Обладание - двух видов,

    Также и признаки. Сила, останавливающая сознание при трансе, и

    Необладание - они общие по причине.

    49. Вот эти шесть видов причин:

    Непрепятствующая, одновременная,

    Схожая, совместносвязующая,

    Однородная и кармическая.

    50. Кроме себя в отношении других - непрепятствующие.

    Одновременные, когда имеется общий результат,

    Подобно Великим элементам, сознанию и

    Связанным с ними элементами и признаками.

    51. Психические (ментальные) элементы, два обета,

    Из признаки, которых четыре, - сопровождающие сознание.

    С точки зрения времени, результата и прочего,

    Благоприятности и прочего.

    52. Схожая причина - похожая.

    Той же разновидности. Родившееся ранее.

    Путь девяти ступеней при взаимности.

    Равна или высшая.

    53. Возникшие от усилия именно двух,

    Возникшие от слушания, размышления и прочего.

    Совместно связующая причина в случае сознания и его элементов

    Со сходными опорами.

    54. Причина однородности - это обладание

    Омраченностями своей ступени.

    Возмездная причина - это элементы

    Неблагоприятные и благоприятные нечистые.

    55. Причина однородности и схожая причина - двух времен,

    Три причины - трех времен.

    Обусловленное есть результат разделения

    У необусловленного их нет.

    56. Возмездный плод - от последней,

    Главный плод - от первой,

    Естественный - от схожей и однородной,

    Человеческой деятельности - от двух.

    57. Последствия кармы - нейтральный элемент

    У живого существа, родившегося после предписанного

    Естественный результат схож со своей причиной.

    Разделение - это истощение мудростью.

    58. Результат, возникший от такой силы,

    Возникает от человеческой деятельности.

    Обусловленное, не возникшее ранее,

    Именно оно и есть главный результат.

    59. Пять причин берут результат настоящего.

    Две - дают.

    Также настоящее и прошедшее.

    Одна дает прошедший результат.

    60. Омраченные, последствия кармы,

    Оставшиеся и первые чистые, соответственно -

    Исключая причины: возмездную, однородную, эти две

    И схожую - рождаются.

    61. Сознание и его элементы.

    Другое также, за исключением совместно связующей причины.

    61. Условий называют четыре.

    Причинное условие составляет пять причин.

    62. Возникшее сознание и его элементы,

    За исключением последних, - непосредственно предшествующее условие.

    Все элементы - объективное условие.

    Непрепятствующая причина называется главным условием.

    63. Две причины действуют на прекращающие свою деятельность,

    Три - на возникающие,

    Другие - от них,

    Условия от них наоборот.

    64. Сознание и его элементы - благодаря четырем условиям,

    Два мистических погружения - благодаря трем.

    Другие элементы рождаются от двух,

    Не благодаря богам и прочему, а вследствие последовательности.

    65. Причины Великих элементов - двух видов,

    А производного - пяти видов.

    Производное - взаимно трех видов,

    Великие - одного вида.

    66. В сфере страстей - благоприятное, неблагоприятное,

    Омраченно-нейтральное и неомраченно-нейтральное;

    В сферах - получувственного и нечувственного

    Иначе, чем неблагоприятные; в морально чистых - два.

    67. Сначала сознания - сферы страстей. После благоприятного - девять.

    Благоприятное - после восьми.

    Неблагоприятное - после десяти.

    После неблагоприятного - четыре.

    После омраченно-нейтрального - также.

    68. Неомраченно-нейтральное - после пяти.

    После него - семь сознаний.

    В сфере получувственного после благоприятного - одиннадцать

    Само оно - после девяти.

    69. Омраченно-нейтральное - после восьми,

    После него - шесть.

    Неомраченно-нейтральное - после трех,

    После него - шесть.

    69. Так же и в сфере нечувственного,

    Тот же метод. После благоприятного -

    70. Девять сознаний. Оно само - от шести.

    После омраченно-нейтрального - семь, само оно также.

    Тренировки - после четырех, от него - пять.

    Нетренировки - после пяти.

    71. От него четыре сознания.

    Эти двенадцать дают двадцать:

    От возникновения в трех, полученных

    От рождения и от тренировки, то есть двух видов.

    72. Возникшие от возмездия, пути осторожности,

    Пребывания в работе, волшебства,

    Неомраченно-нейтральные сферы страстей - в четырех видах,

    В сфере получувственного - за исключением возникших от работы.

    73. Омраченных сознаний трех сфер -

    Шесть, шесть и два получается. Благоприятных,

    Возникших в сфере получувственного, - три.

    Тренировки - четыре. У остальных - они же.