Бхактивинода Тхакур

Шри Бхаждана Рахасйа

Пратхама-йама садхана

Двитйа-йама садхана

Тритйа-йама садхана

Чатуртха--йама садхана

Панчама--йама садхана

Саштха--йама садхана

Саптама--йама садхана

Аштама--йама садхана


                            ПРЕДИСЛОВИЕ

     Эта   Шри   Бхаджан-рахасйа  составлена  Шрилой  Бхактивинод
Тхакуром.  В  форме этой книги он дает намек на свой личный  метод
бхаджана  для того, чтобы его искренние последователи могли  иметь
руководящую  линию.  За  несколько  лет  до  этого,  этот акинчана
внимательно  изучал шлоки, упомянутые в этой книге,
наслаждаясь вкусом экстатической любви к Богу.
      В  царстве бхакти имеется заготовка для арчаны для тех,  кто
имеет  ништху  на уровне каништха. Многим  людям  иногда  трудно
уловить разницу, существующую между арчаной и бхаджаной. И это то,
почему  они неверно понимают слово арчана как бхаджана. Выполнение
навадха-бхакти  является основой бхаджана. Арчана,  будучи  частью
навадха-бхакти,  принимается  как часть  бхаджана.  Следовательно,
можно  заключить,  что арчана, являясь частью бхаджана,  не  может
быть равна бхаджану в целом.
       Поклоняясь   Верховному  Господу  через   арчану,   человек
связывается чувством почтения, смешанным с благоговейным страхом и
покорностью. Служение Верховной Личности в настроении благоговения
и  покорности  вместе с различными принадлежностями  известно  как
арчана.  С  другой  стороны,  если  человек  служит  на  платформе
братства, интенсивность лучей служения в благоговении и покорности
убывает.  Никто не может отвергнуть прохладный, освежающий  лунный
свет  сладости  такой  чистой любви. Сокращенная  арчана  паддхати
(правила арчаны) включаются в приложение к этой работе.
    Раскрывая  секреты  бхаджана,  в  этой  книге описывается, что
процесс  арчана  более  или  менее  остается  связанным с грубым и
тонким телами. В сфере бхаджана воплощенная душа, освобожденная от
грубых  и  тонких обозначений непосредственно занимается служением
Верховной  Личности.  Тот,  кто  искренне  занимается  бхаджаной и
полностью свободен от всех материальных обозначений, осознает что-
либо  находящееся  за  пределами  материальной  сферы  через  свои
духовные  чувства.  Осознание,  которого он достигает, ведет его к
близости  с  адвайа-джнана  таттвой,  где  он  служит  на  уровне,
находящемся за пределами материальных чувств и времени.
       Отличительное  знание,  явленное  гуру  полностью  верующим
личностям,  известно  как  рахасйа.  В  Бхакти-расамрта-синдху   в
описании  [  64  ] различных частей садхана-бхакти говорится,  что
после  получения наставлений по сознанию Кршны от истинного  гуру,
третий  шаг  -  это  выполнять поклонение с чувствами  братства  и
следовать  по стопам садху [садху-вартманувартанам]. Это  известно
как  выполнение  бхаджан-рахасйи.  Те,  кто  не  имеют  обладаний,
посвящают  себя  поклонению Верховному Господу  через  этот  метод
бхаджана  и  освобождаются  от всего  материального  рабства.  Они
полностью  освобождаются  от общения  с  личностями,  склонными  к
мирскому,   которых  связывают  различные  материальные   желания,
неблагоприятные  для сознания Кршны. И, только  тогда  проявляется
склонность  служить  Верховной  Личности  каждое  мгновение,   все
двадцать  четыре  часа  (аштакала). Те чистые  преданные,  которые
страстно желают заниматься служением, считают общение непреданных,
как наслаждающих чувства, так и отрешенных, великим препятствием к
обретению  своей  желанной  конечной цели.  Обладающие  желаниями,
отличными  от  желаний Кршны , карми и джнани  не  имеют  вкуса  к
au`df`m`-рахасйе. Поэтому, они не имеют квалификации войти в сферу
ашта-кала-бхаджана, которая проявляется на уровне трансцендентного
знания. Такие личности никогда не оценят слишком сильно эту книгу.
      Когда  24  часа  суток разделяют на 8 частей,  каждая  часть
(приблизительно  3 часа) известна, как йама. Каждый  день  и  ночь
состоят  из  трех йам, заход и сумерки составляют 1  йаму  каждый.
Итак,  общее количество - это 8 йам. Выполнять кршна бхаджану  все
время  и во всех обстоятельствах с интенсивной решимостью возможно
только  для  чистого ваишнава. Такая продолжительная  бхаджана  не
возможна  для того, кто обладает чувствами материального  эгоизма.
Живому  существу, приписывающему материальные концепции  объектам,
связанным  с  Хари,  невозможно стать свободным  от  материального
рабства  и  достичь  освобождения.  Преданные  бхаджане  ваишнавы,
достигшие   своей  вечной  духовной  формы  (сварупы)   ,   всегда
занимаются служением Кршне.
      Восемь  стихов, составленных Шри Гаурасундарой в Шикшаштаке,
соответствуют  ашта-йаме.  11  стихов,  составленных   Шри   Рупой
Госвами,  (Смарана-мангала стотрам) и следующие  им  песни  других
махаджан,  основанные на интенсивном желании   ашта-кала-бхаджана,
предписывают  продолжить  бхаджану.  Искреннему  слуге   духовного
учителя  необходимо всегда обсуждать эту Бхаджана-рахасйу, являясь
полностью свободным от концепции времени, места и получателя.

                                        Шри-хари-джана-кинкара
            (Слуга преданных Господа Хари)

                                    Даса Шри Сиддханиа Сарасвати
                                   нКанпур  13 ноября, 1927год.


                             ВВЕДЕНИЕ
     Из  шестидесяти четырех пунктов преданного служения,  пять  -
общение  с  преданными, повторение святых имен,  слушание  Шримад-
Бхагаватам, жизнь в Матхуре и  поклонение Божеству с верой,  очень
важны.  Из  этих  пяти  пунктов, повторение святых  имен  является
наилучшим.
      В  Хари-нама Чинтамани Шрила Бхактивиноде Тхакура  объясняет
прославления святого имени, качества, необходимые для  повторения,
различные  виды  намабхасы  и  намапарадхи  и  вкратце-  процедуру
выполнения  бхаджана. В этой Бхаджана-рахасйе  Шрила  Бхактивиноде
Тхакура   детализирует  секреты исполнения бхаджана.  Поэтому,  на
заглавной  странице он представляет эту работу,   как  продолжение
Хари-нама Чинтамани.
      Процесс повторения святого имени Господа должен взращиваться
как  садхакой (практикующим преданным), так и сиддхой (совершенным
преданным).  В  результате  повторения  святых  имен   в   общении
преданных,  садхака постепенно становится свободным от анартх,  он
развивает   твердую   веру,  затем  -  ручи   (вкус),   а   затем-
привязанность к преданному служению. Таким образом, он  становится
свободным от материального рабства. Тогда он пригоден практиковать
бхаву, а затем- према-бхакти. Затем, он осознает, что имя Кршны не
отлично  от  Кршны  и во время  повторения маха-мантры.   Шри  Шри
Радха-  Кршна вместе со Своими спутниками во Врндаване проявляются
в его сердце.
     Концепции  чистого преданного служения, касающиеся  рагануга-
бхакти,  были обсуждены ваишнавскимим ачарйами, такими  как   Рупа
Госвами  в  Бхакти-расамрта-синдху,  и  Вишванатха  Чакраварти   в
Мадхурйа  Кадамбини  и  Рага-вартма-чандрике.  Следуя  им,   Шрила
Бхактивиноде   в  Бхаджана-рахасйе  объясняет  некоторые   детали,
касающиеся  повторения,  также, как и  основу  практики  рагануга-
бхакти  в соответствии с наставлениями, данными Господом Чаитанйей
Махапрабху   в  Шикшаштаке.  Таким  образом,  эта  книга   подобна
qberhk|mhjs,   зажженному   для  того,   чтобы   помочь   человеку
прогрессировать  на пути преданности в линии Рупы  Госвами  и  его
последователей.
     В   Чатух-шлоки  Бхагаватам,  Кршна  объясняет  Брахме,   что
сокровенная  тема  са-рахасйа должна быть осознана  через  процесс
преданного служения:

          шри-бхагаван увача
           днжанам-парама-гухйам ме
                  йад виджнана-саманвитам
     сарахасйам тада-ангам
                ча грхана гадитам майа

Личность Бога сказал: «Знание обо Мне, как оно описано в писаниях,
очень  тайно,  и  оно  должно осознаваться  в  связи  с  преданным
служением. Необходимая  параферналия для такого процесса Мной была
объяснена.   Ты   можешь   старательно   приниматься   за    него.
(Бхаг.2.9.31)
     Слово  рахасйам  в  этом  стихе было объяснено  ачарйами  по-
разному.  Шридхар Свами говорит, что оно означает «бхакти».  Джива
Госвами  говорит,  что  рахасйам  относится  к  према-бхакти.   Он
объясняет, что после полного освобождения от апарадх садхака может
осознать  Верховную Личность Бога, и, что в это время  проявляется
рахасйа (према-бхакти). В Чатур-шлоки Кршна утверждает, что чистые
преданные,  которые  всецело  зависят  от  Него,  осознают  вечно-
блаженный  объект (рахасйу). Это известно как према.  Более  того,
эта  рахасйа  столь редка, потому что ее покрывают анартхи,  такие
как  оскорбления. Поэтому, обычные личности не могут осознать этот
предмет, известный как рахасйа.
     Вишванатха  Чакраварти также сказал, что рахасйа относится  к
према-бхакти,  которая  открывается чистым  преданным,  обладающим
правильной  (должной) квалификацией для осознания этого  предмета.
Как описано в Шримад-Бхагаватам (11.11.49):

          атхаитат парамам гухйам
            шрнвато йаду-нандана
     су-гопйам апи вакшйами
                        твам ме бхртйах сухрт сакха

«Мой  дорогой Уддхава, о, излюбленный из династии Йаду. Поскольку,
ты  -  Мой  слуга, доброжелатель и друг, то сейчас Я поведаю  тебе
самое тайное знание. Пожалуйста, выслушай то, как Я буду объяснять
тебе эти великие тайны.»
     Шрила  Прабодхананда Сарасвати объясняет рахасйу в  Чаитанйа-
Чандрамрте (59):

     кинчид рахасйа-пада-лобхита-дхир ахам ту
                чаитанйачандра-чаранам шаранам кароми

«Что  касается  меня,  то  мой ум жаден достичь  великого  секрета
чистой любви к Кршне, и по этой причине я принимаю прибежище  стоп
Господа Чаитанйачандры.»
     В   Бхаджана-рахасйе   Бхактивиноде  Тхакура   систематически
обсуждает различные стадии преданности, начинающиеся со шраддхи, и
до  премы.  Он основывает это развитие на Шикшаштаке,  поддерживая
свои  комментарии  выдержками  из  Шримад-Бхагаватам  и  различных
писаний Госвами.
     Он  подразделяет  свою книгу на восемь  садхан  или  практик,
которые  соответствуют восьми периодам дня.  Эти  восемь  периодов
вместе   известны  как  ашта-кала  или  ашта-йама.   Эти   термины
разъясняются   Шрилой   Бхактисиддханта   Сарасвати   Тхакуром   в
предисловии.
     В первой садхане, озаглавленной ШРАДДХА, Бхактивиноде Тхакура
цитирует  первый  стих Шикшаштаки и прославляет повторение  святых
имен с различными ссылками на писания.
     Во  второй садхане обсуждается важность садху-санги. Тот, кто
повторяет  святое имя в общении преданных становится внимательным.
Господь  Чаитанйа  во втором стихе Шикшаштаки  говорит,  что  хотя
святое  имя  обладает всеми потенциями, из-за дурдаивы  (  в  этом
случае   намапарадхи)  человек  не  может  достичь  плода   премы,
повторяя.  Поэтому, чтобы избежать намапарадхи,  человеку  следует
быть внимательным во время повторения святых имен.
     Третья   садхана  описывает  процедуру  и  квалификацию   для
повторения  святого  имени  на основе третьего  стиха  Шикшаштаки.
Постепенно достигая качества (необходимые) для повторения, садхака
обретает веру в практики преданности.
     Четвертая садхана описывает чистого преданного, как личность,
не   имеющую  никакого  другого  желания,  кроме  желания  чистого
преданного   служения.  Поэтому,  он  искренне  служит   Кршне   и
одновременно  с  этим достигает отрешенности от  бхукти  и  мукти.
Затем,  он  обретает все благоприятные качества, а его ложное  эго
полностью разрушается. На этой стадии он развивает вкус  (ручи)  к
преданным практикам.
     В  пятой  садхане  говорится,  что  после  достижения  стадии
привязанности (асакти), садхака становится осведомленным  о  своей
вечной  форме, как слуги Кршны,  о чём описывается в  пятом  стихе
Шикшаштаки.   Преданные,   которые   практикуют   рагануга-бхакти,
принимают  прибежище лотосных стоп Шримати Радхарани и  молятся  о
том, чтобы стать ее служанкой.
     Шестая  садхана описывает внешние симптомы совершенства  так,
как  это описывается  в шестом стихе Шикшаштаки. Также описываются
признаки  стхайи  бхавы  или рати. Описывается  также  и  то,  как
садхака, практикующий рагануга-бхакти, внешне служит Кршне в форме
садхаки,  а  внутренне  - в своей духовной форме.  Таким  образом,
после  достижения  бхавы,  он может наслаждаться  вкусом  сладости
следования Кршне в настроении гопи.
     Седьмая садхана описывает внутренние признаки совершенства, в
котором преданный ощущает вкус служения в разлуке, как объяснено в
седьмом стихе Шикшаштаки.
     В  восьмой  садхане дается медитация совершенного преданного,
следующая настроению восьмого стиха Шикшаштаки.
     Шриле  Бхактивиноде Тхакура научно показывает шаги от шраддхи
до  премы.  Только  на  стадии асакти, когда садхака  свободен  от
анартх,  он может медитировать на свою вечную форму. Однако,  если
еще  до  достижения  этой стадии, садхака  с  анартхами  имитирует
продвинутых преданных, то тогда он будет сбит с толку:

     адхикара на лабхийа сиддхадеха бхаве
                        випарйайа буддхи джанме шактира абхаве

«  Если  человек  думает о своей сиддха-дехе, не достигнув  прежде
адхикары, его разум будет сбит с толку.»

     Также,  в своем комментарии к Чаитанйа-Чаритамрте Мадхйа-лила
(11.195),  Шрила Прабхупада дал следующий совет :  «Для  тех,  кто
очень  страстно  желает  имитировать  поведение  Тхакура  Харидаса
неестественным  образом,  здесь  имеется  одна  ссылка.    Человек
должен   получить   приказ  Шри  Чаитанйи   Махапрабху   или   Его
представителя  перед  тем, как принять  такой  образ  жизни.  Долг
чистого  преданного или слуги Господа состоит в исполнении приказа
Господа.  Шри  Чаитанйа  Махапрабху  попросил  Нитйананду   Прабху
отправиться  в  Бенгалию  и  проповедовать,  а  Госвами,  Рупу   и
Санатану,  Он  попросил  пойти во Врндаван и  раскопать  утерянные
места  паломничества.  В  этом случае, Господь  попросил  Харидаса
Ru`jsp`  оставаться  в Джаганатха Пури и постоянно  повторять  там
святые  имена  Господа.  Таким образом,  Шри  Чаитанйа  Махапрабху
отдавал  разным  личностям  разные  приказания  и,  следовательно,
человеку   не  следует  пытаться  имитировать  поведение  Харидаса
Тхакура, не имея на то приказа от Шри Чаитанйи Махапрабху или  Его
представителя.»
     Поэтому,   надеемся,  что  эта  книга  поможет  и   вдохновит
преданных  следовать  приказу  Шри  Чаитанйи  Махапрабху   и   Его
представителя,  духовного  учителя.  В  этой  связи   может   быть
процитирован  следующий стих и комментарий из  Чаитанйа-Чаритамрты
(2.2.113).
     «Кршна  является источником Господа Вишну. Его следует всегда
помнить  и  никогда не забывать, ни в какое время. Все  правила  и
запреты,  упомянутые  в  шастрах, должны быть  слугами  этих  двух
принципов.»
     Этот  стих  -  цитата  из Падма Пураны. В шастрах  содержится
много регулирующих принципов и указаний, данных духовным учителем.
Эти  регулирующие принципы должны действовать, как слуги базисного
принципа   т.е. человек должен всегда помнить Кршну и никогда  Его
не  забывать.  Это  возможно тогда, когда человек  повторяет  Харе
Кришна  мантру.  Поэтому, он должен строжайшим  образом  повторять
Харе  Кришна маха-мантру двадцать четыре часа в сутки. У  человека
могут  быть  другие  обязанности для выполнения  под  руководством
духовного  учителя. Но, прежде всего, он должен слушаться  приказа
духовного  учителя-  повторять определенное количество  кругов.  В
нашем  движении сознания Кршны мы рекомендуем неофитам  повторять,
по  крайней  мере,  16 кругов. Это повторение  шестнадцати  кругов
абсолютно  необходимо,  если человек  хочет  помнить  Кршну  и  не
забывать Его. Из всех регулирующих принципов, приказание духовного
учителя   повторять  по  крайней  мере  16  кругов  -  это   самое
существенное.