Бхактивинода Тхакур
Харинама Чинтамани
*-----------------------------------------------*
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| Ш Р И Х А Р И Н А М А Ч И Н Т А М А Н И |
| |
| |
| |
| "Прекрасный, исполняющий желания |
| драгоценный камень Святого Имени" |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| Конспект |
| Шрилы Бхактивиноды Тхакура |
| |
| |
| |
| |
| Перевод с бенгали |
| Шри Сарвабхаваны даса Адхикари |
| |
| |
| |
| |
| |
| Перевод с английского |
| Випины Пурандары даса |
| |
| |
| |
| |
| Под редакцией |
| Е.С. Сухотры Свами |
| и Шри Дасанудаса Прабху |
| |
| |
| |
| |
| |
| "Бхактиведанта букс" |
| Бомбей |
| |
*-----------------------------------------------*
Посвящается
Его Божественной милости
A.С. Бхактиведанте Свами Прабхупаде
Содержание
Предисловие русского издания ............................. V
Введение
Биографические очерки Шрилы Харидаса Тхакура ............. VI
Одобрение Джи-Би-Си ..............................
Краткое руководство
по транслитерации санскритских слов ....................
Глава 1. Величие Святого Имени ..........................
Всевышний Господь и Его преданные ......................
Господь вопрошает Харидаса .............................
Истина о Господе Кришне ................................
Господь Кришна един со Своими энергиями ................
Три вида достояний .....................................
Cit-vaibhava, т.е. духовная энергия ....................
Энергии Кришны относятся к категории Вишну-таттва ......
Мишра-саттва и Майа-таттва .............................
Освобожденные и обусловленные души .....................
Господь Кришна всегда милостив .........................
Освобождение от материального благочестия ..............
Благочестивые действия, ведущие
к преданному служению ...................................
Второстепенный метод для карми и гйани .................
Упадок религии в Кали-йугу .............................
Главный метод - воспевание Святого Имени ...............
Глава 2. Воспевание Святого Имени ........................
Неуклонная преданность превыше всего ...................
Признаки различия вайшнавов ............................
Духовная сущность Святого Имени ........................
Святое Имя всепривлекающее .............................
Шестьдесят четыре трансцендентных качества Кришны ......
Святое Имя суть первоисточник ..........................
Основное и второстепенные Святые Имена .................
Второстепенные имена и их признаки .....................
Чистое имя и "NAMABHASA" ...............................
"VYAVADHANA", т.е. разрыв вызывает оскорбление .........
Когда разрушаются анартхи, является чистое имя .........
Святое Имя всесильно ...................................
Принимайте все, что благоприятно для воспевания ........
Глава 3. "NAMABHASA", т.е. нечистое имя .................
Облака анартх и туман неведения ........................
Туман неведения и причина заблуждения ..................
Анатомия тучи анартх ...................................
Длительность намабхасы .................................
"SAMBANDHA", "ABHIDHEYA", "PRAYODJANA" .................
Результат намабхасы ....................................
Четыре типа отношений в намабхавсе......................
III
"SRADDHA-NAMABHASA" и "HELA-NAMABHASA" .................
Свободная от анартх, намабхаса становится "NAMA" .......
Два вида намабхасы: "CHAYA" И "PRATIBIMBA" .............
Пратибимба-намабхаса ...................................
Чхайа и пратибимба-намабхаса ...........................
Как спастись майавади? .................................
Майавади считают бхакти материальным ...................
Чхайа намабхаса может привести к шраддханаме ...........
Преданные не должны общаться с майавади ................
Глава 4. Критика святых личностей .......................
Десять оскорблений Святого Имени .......................
Критиковать святую личность это оскорбление ..........
Качества двух видов - SVARUPA И TATASTHA ...............
Святость зависит от SVARUPA-LAKSANA ....................
Признаки отреченного садху .............................
Одно и то же основное качество в семейной жизни
и в отречении ............................................
Оскорбительно критиковать садху за прошлые грехи........
Признаки садху в кратком изложении .....................
Истинный садху - это вайшнав, утвердившийся в имени ....
Как вайшнав насыщает своей энергией других .............
Вайшнава-Ннинда т.е. критика преданного ................
Садху полностью предается Святому Имени ................
Два типа дурного общения ...............................
Три вида непреданных ...................................
Каништха-вайшнав .......................................
Мадхйама-вайшнав .......................................
Уттама-вайшнав .........................................
Действия соответственно статусу вайшнава ...............
Лекарство от садху-нинды ...............................
Глава 5. Считать полубогов независимыми от Кришны .......
Категория верховного Господа Вишну .....................
Приравнивание Господа к полубогам суть невежество ......
Обязанности вайшнава-домохозяина .......................
Совершенствование в преданности следованием
варнашраме ...............................................
Имя Господа Вишну не отлично от Него ...................
Ошибочная логика и оскорбления майавади ................
Отношения между Господом Вишну и брахманом .............
Различия между преданными и майавади ...................
Лекарство от этого оскорбления .........................
Глава 6. Неповиновение духовному учителю
и непочитание его ........................................
Ценность человеческой жизни ............................
Духовный учитель необходим каждому .....................
Хороший брахман способен быть духовным учителем ........
Живущий в отречении должен иметь отреченного гуру ......
Дикша-гуру и шикша-гуру надо оказывать равное
почтение .................................................
Необходимо следовать учению ади гуру ...................
Только чистого преданного следует принимать
в качестве гуру ..........................................
IV
Принцип гуру ...........................................
Гуру-пуджа и почитание духовного учителя ...............
Когда гуру надо отвергать ..............................
Гуру и ученик должны испытать друг друга ...............
Как служить духовному учителю ..........................
Глава 7. Критиковать ведические писания ..................
Веды - единственное свидетельство ......................
Десять основополагающих учений Вед .....................
Следующие три учения относятся к Кришне ................
Другие три учения относятся к дживе ....................
Седьмое учение: ACINTYA-BHEDABHEDA TATTVA ..............
ABHIDHEYA: девять процессов преданного служения ........
PRAYOJANA (необходимость) - это Кришна-према ...........
Критиковать ведические учения оскорбительно ............
Как применять заключения шрути .........................
Веды учат лишь чистому Имени ...........................
Тантрическая практика противоречит Ведам ...............
Милость Майа-деви существенна ..........................
Глава 8. Считать величие Святого Имени плодом
воображения ....................................
Величие Святого Имени ..................................
Считать славу Святого Имени преувеличением - значит
прокладывать себе дорогу в ад ............................
Описываемые результаты воспитания вполне реальны .......
Святое Имя трансцендентно ..............................
Сомневающийся обречен ..................................
Средство нейтрализации этого оскорбления ...............
Глава 9. Совершение грехов в расчете на силу воспевания
Святого Имени ..................................
Воспевание разрушает все анартхи .......................
Прошлые грехи и их остатки - нейтрализуются ............
Нет нужды в ритуалах покаяния, т.е. PRAYASCITTA ........
Сохранять склонность к греху значит совершать
намапарадху ..............................................
Обезьяны в отречении ...................................
Обманщики неизбежно совершают эту намапарадху ..........
Чистые преданные свободны от намапарадхи ...............
Тщательно избегайте оскорблений ........................
Лекарство от этой апарадхи .............................
Глава 10. Наставление неверующих в величие
Святого Имени .................................
Для воспевания Имени необходима шраддха ................
Наставления неверующим с Святом Имени ..................
Что делать, если неверующий просит его инициировать ....
Лекарство от этой намапарадхи ..........................
Наставления Господа Чаитанйи проповедникам .............
Результаты этой намапарадхи ............................
Сначала шраддха, потом - инициация .....................
V
Глава 11. Приравнивание воспевания к благочестивым
поступкам .....................................
Изначальная форма и статус Святого Имени ...............
Что такое карма? .......................................
Путь благочестивых действий, т.е. SUBHAKARMA ...........
Святое Имя - средство садханы ..........................
Имя - и средство, и цель ...............................
Субхакарма - второстепенно; главное
средство - Святое Имя ....................................
Радости SAYUJYA-MUKTI - всего лишь тень ..............
Лекарство от этой намапарадхи ..........................
Привязанность Харидаса Тхакура к Святому Имени .........
Почему Святое Имя - это религия нынешнего века .........
Глава 12. Невнимательное воспевание оскорбительно .......
PR MADA, т.е. невнимательное воспевание ................
Невнимательность - это пренебрежение ...................
Чтобы развить ANURAGA, надо воспевать внимательно ......
Процесс внимательного повторения .......................
Симптомы лени, т.е. JADYA ..............................
VIKSEPA (отвлечение) и противоядие .....................
Энтузиазм в воспевании .................................
Метод преодоления отвлечения ...........................
Необходимость развивать энтузиазм ......................
Глава 13. Сохранение материальных привязанностей
к "Я" и "МОЕ" ................................
Худшее оскорбление Святого Имени .......................
Необходимость предаваться Святому Имени ................
Что происходит, если человек не предаст
себя Господу .............................................
Как избавиться от этого оскорбления ....................
Признаки того, кто свободен от намапарадх ..............
Воспеванием без оскорблений быстро
развивается BHAVA ........................................
Оскорбительное воспевание препятствует
чистой преданности .......................................
Тяжесть намапарадхи ....................................
Метод избавления от намапарадх .........................
Глава 14. Оскорбления в преданном служении ..............
Шрила Харидас Тхакур - намачарйа .......................
Разновидности SEVAPARADHA ..............................
Тридцать две севапарадхи (см. "Нектар
преданности") ............................................
Дополнительные оскорбления (приведено из других
писаний) .................................................
Тот, кто служит, должен избегать севапарадхи ...........
На стадии BHAVA-SEVA севапарадха почти
исключается ..............................................
Медитирующие на Святое Имя совершают бхава-севу ........
Глава 15. Бхаджана сокровенного поклонения ...............
Раскрытие науки Святого Имени ..........................
Представление о расе ...................................
Энергия чит являет высший объект .......................
Что такое майа-шакти? ..................................
Два вида джива-шакти ...................................
Раса и ее различные аспекты ............................
Бхакти-шакти ...........................................
Раса и бхавы ...........................................
Возвышение посредством Махамантры ......................
Три вида интроспективных джив ..........................
Совершенствование в слушании, воспевании и
памятовании ..............................................
Метод поклонения "SVARSIKI"
Когда снимаются материальные покровы, духовная цель
достигнута ...............................................
Пять стадий развития сознания в бхава-садхане ..........
Бхаджана - от шравана-дасы до смарана-дасы .............
Отступление на тему ручи ...............................
Раса супружеских отношений полностью трансцендентна ....
Переход от SMARANA-DASA к APANA-DASA ...................
Два метода садханы: VAIDHI и RAGАNUGA ..................
К апана-дасе посредством VAIDHI-SADHANA ................
К апана-дасе посредством раганугха-садханы .............
Резюме ...................................................
Особая благосклонность Господа к Харидасу Тхакуру ........
П Р И З Н А Т Е Л Ь Н О С Т Ь
Когда собираешься вынести признательность, осознаешь, как
добрые пожелания многих людей и их безмерная помощь привели к
созданию книги. Эта книга, в особенности, может похвастать бес-
конечным списком благодетелей (жертвователей) (благодеяние); их
имена, несомненно, останутся в моем сердце, и я всегда буду
помнить их с беспредельной благодарностью.
Его Святейшество Нарайана Махарадж руководил мной; Его
Святейшество Сатсварупа Махарадж был всегда готов направить мою
работу; Его Святейшество Тамал Кришна Махарадж давал мне добрые
советы; Его Святейшество Бхакти Чару Свами ободрял меня и тер-
пеливо выслушивал мои переводы. Его Святейшество Сухотра Маха-
радж согласился издать мою книгу, что было сделано быстро и
действенно; Его Милость Дасанудас Прабху проделал огромную ра-
боту по считке, корректировке и выпуску книги, созданию глос-
сария - весьма объемного. Я благодарю каждого из этих Вайшнавов
за их помощь, и я молю всех вайшновов, которые прочтут эту кни-
гу, благословить продолжение моих скромных попыток.
Сарвабхавана дас Адхикари,
Харе Кришна Ланд, Бомбей, Индия
19 января 1990 г.
ВВЕДЕНИЕ
Бхактивиноды Тхакура
Эта книга не предназначается для неверующих материалис-
тов. Лишь те, кто развил в себе непоколебимую веру в Господа
Чаитанйу и метод воспевания Святого Имени, достоин узнать пред-
меты, обсуждаемые здесь. Из всех sadhaka , совершающих бхак -
ти-йогу на разных уровнях садхана-бхакти , наилучшим является
тот, кто убежден, что лишь воспеванием Святого Имени достигают-
ся все совершенства. Господь Чаитанйа Сам дал это наставление в
своей Шри Шикшаштаке . Шрилу Харидаса Тхакура Он посвятил в на -
мачарйи , т.е утвердил его духовный авторитет в воспевании Свя-
того Имени Господа.
Тщательное изучение авторитетных источников позволило
найти следующие сведения о жизни Шрилы Харидаса Тхакура. Он ро-
дился в мусульманской семье, проживавшей в деревне Будхам непо-
далеку от Ванаграма в Западной Бенгалии. Духовные склонности,
сформировавшиеся в его прошлых жизнях, проявились у него в са-
мом раннем возрасте; впоследствии он оставил дом и семью, пол-
ностью обратившись к преданному служению. В лесу Бенапаса он
соорудил себе маленькую хижину и приступил к интенсивному вос-
певанию и медитации. Злонамеренные люди мешали его бхаджане , и
поэтому он оставил свою хижину, переселившись в святое место на
берегу Ганги. Но и там бессовестные люди подослали ему юную
проститутку, надеясь, что он нарушит свои духовные обеты. Но ее
очистило воспевание Шрилы Харидаса Тхакура; она стала предан-
ной, отбросив свои прежние занятия. Шрила Харидас Тхакур посвя-
тил ее в харинаму и поселил в своей хижине в Бенапасе, а сам
ушел из этой области.
Погруженный в воспевание Святого Имени, он странствовал
по берегам Ганги, пока не дошел до дома Шрилы Йадунандана Ачар-
йи в Сантаграме. Он стал частым гостем Хиранйи и Говердхана Ма-
зумдаров, землевладельцев Сантаграма. Последний из них был от-
цом Шри Рагхунатхи даса Госвами. Некий брахман низшего класса
по имени Гопал Чакраварти оскорбительно и злобно отозвался об
объяснениях Шрилой Харидасом Тхакуром величия Святого Имени.
Хиранйа Мазумдар и его брат немедленно отстранили Гопала Чакра-
варти от его должности. Вскоре после этого у него возникла про-
каза в горле. Эта новость потрясла Шрилу Харидаса Тхакура. Он
оставил это место и пришел в Тхулию, под кров Адвайты Ачарйи.
Он жил в пещере на берегу Ганги, поглощенный воспеванием и ме-
дитацией.
Искренний преданный всегда избегает общества и славы; он
даже питает к ним отвращение. Но в силу своей чистоты он не ос-
тается в безвестности. Когда имя Шрилы Харидаса Тхакура и его
репутация распространились, мусульмане обеспокоились и проник-
лись к нему враждебностью. Они сделали так, что местный прави-
тель-мусульманин вынес приговор, согласно которому Шрила Хари-
дас Тхакур должен был быть публично подвергнут жестокому нака-
занию. Шрила Харидас, как очень сострадательная святая душа, не
стал порицать своих мучителей, а, благословив их и простив им
их преступления, вернулся в свою пещеру.
Вскоре после этого происшествия в Навадвика-дхаме явился
Господь Шри Чаитанйа Махапрабху. Вместе с Адвайта Ачарйей Шрила
Харидас Тхакур предался лотосным стопам Господа Чайтанйи. Шрила
Харидас Тхакур стал известен как намачарйа , т.е. наставник и
проповедник Святого Имени. Когда Господь Чаитанйа поселился в
Джаганнатха Пури, он устроил Шриле Харидасу постоянное место
для проживания и бхаджаны возле знаменитого дерева Сиддха Баку-
ла. Славным был уход Шрилы Харидаса Тхакура из материального
мира.
Господь Чаитанйа лично провел последние вайшнавские це-
ремонии по Шриле Харидасу Тхакуру - от омовения его тела в оке-
ане до погребения его трансцендентного тела в песке.
Уникальной особенностью игр Господа Чаитанйи было то, что
преданного, достигавшего совершенства в каком-либо аспекте пре-
данного служения, он делал Своим глашатаем для распространения
этого аспекта по всему миру. Расспрашивая Шрилу Харидаса о не-
которых особенностях воспевания, Господь Чайтанйа таким образом
проповедовал принципы Святого Имени. Об этом рассказывается в
таких писаниях, как "Чаитанйа-чаритамрита", "Чаитанйа-бхагава -
та" и др. Поощряемые рядом вайшнавов, мы собрали в этой книге
наставления Харидаса Тхакура. В нашем распоряжении были и неко-
торые другие книги о Шриле Харидасе. К сожалению, многие из них
содержат неавторитетные, противоречащие писаниям утверждения и
должны быть отвергнуты. Однако, одна из них, очевидно, написана
возвышенным вайшнавом. В ней объясняется сокровенный вкус ( раса
) воспевания Святого Имени. Чтение ее доставило нам огромное
наслаждение. Можно предположить, что Шрила Харидас наставил
святого вайшнава в философии Святого Имени. Этот вайшнав, в
свою очередь, записал все наставления в виде книги, посвятив ее
инициировавшему его духовному учителю. Шлем нашу сердечную бла-
годарность приславшему эту книгу из Шрихатты. "Харинама Чинта -
мани" - это свод драгоценных наставлений по прославлению Свято-
го Имени. Книга публикуется, чтобы доставить удовольствие пре-
данным, вручившим себя Господу и Его трансцендентному Имени. Мы
твердо убеждены в том, что книгу будут читать лишь нашедшие
прибежище под кровом Святого Имени и никто иной. Поэтому мы не
ожидаем от читателей каких-либо споров или опровержений в отно-
шении Святого Имени.
Существует множество методов поклонения, но воспевание
Святого Имени - наивысший из них. Все святые вайшнавы, включая
Господа Чаитанйу, следуют тому единственному методу воспевания,
который проповедовал Шрила Харидас Тхакур. Даже вайшнавские
мудрецы древности, обитавшие во Враджадхаме Вриндаване, воспе-
вали точно таким же образом. Возвышенные вайшнавы из Пури, по-
стоянно наслаждающиеся божественный нектаром Святого Имени,
и которых мы имеем счастье видеть собственными глазами, следуют
тому же самому методу воспевания. Как Санатана Госвами, так и
Гопала Бхатта Госвами недвусмысленно утверждают в Hari-bhakti-
vilasa , что единственно правильным воспеванием Святого Имени
является воспевание, свободное от оскорблений и совершаемое
непрестанно в уединенении, вдали от шума мирской суеты.
" Харинама Чинтамани " написана двустишиями. Ее могут чи-
тать женщины, а также начинающие и не знающие санскрита; каждый
может легко усвоить учение Господа Чаитанйи. Чтобы читатель не
испытывали затруднений, мы сняли все санскритские цитаты. Санс-
критские шлоки , обосновывающие каждое положение Харинама Чинта-
мани , собраны нами в другой книге - Pramanmaa . Если будет на
то воля Господа Кришны, эта книга тоже будет скоро опубликована
для удовольствия преданных.
Одобрение Джи-Би-Си
Шрилы Сатсварупы даса Госвами
Дорогой Сарвабхавана Прабху.
Примите, пожалуйста, мои...
Слава Шриле Прабхупаде.
Я прочитал Ваш перевод Харинама Чинтамани Бхактивиноды
Тхакура.....
.....
.....
Сатсварупа дас Госвами
Нью Дели
6 ноября 1989.
Г л а в а п е р в а я
В Е Л И Ч И Е С В Я Т О Г О И М Е Н И
Слава Шри Гададхаре Пандиту и Господу Шри Гауранге;
слава Господу Нитйананде, самой жизни Шримати Джанавидеви;
слава Шри Адвайте Ачарйе и матери Сите; слава Шривасу Пандиту
и всем преданным Господа Чаитанйи.
Всевышний Господь и Его преданные
Нилачале, в храме близ океанского берега обитает Верхов-
ная личность Господа, сделавшегося видимым в Своей форме,
вырезанной из дерева и известной как Darubrahman
(Господь Джаганнатха). Всевышний Господь Хари нисходит в мате-
риальный мир в форме Божества ради спасения живых существ. Он
дарует как материальное наслаждение, так и освобождение. В этом
же святом месте в роли отреченного саннйаси явился Господь Чаи-
танйа, Верховная личность, чтобы благословить человечество. Он
остановился в доме Каши Мишры и проповедовал дхарму этого века
Кали так, что ее истинное значение становилось понятным каж-
дому.
Господь Чаитанйа собрал в Джаганнатха Пури Своих предан-
ных, и вместе они изливали любовь к Богу на каждого - в точно-
сти как древо желаний. Для подобающего распространения духовных
наставлений Он устроил так, чтобы каждый преданный говорил на
особую тему, в то время как сам Он смиренно внимал им. Так, Шри
Рамананда Райа раскрывал сокровенную прелесть супружеских отно-
шений Всевышнего Господа; Шри Сарвабхаума Бхаттачарйа объяснял
истину освобождения; Шри Рупа Госвами изучил уровни и разновид-
ности духовных взаимоотношений с Господом; Шрила Харидас Тхакур
прославил высшую силу и великолепие Святого Имени.
Господь вопрошает Харидаса
Однажды, возвращаясь после омовения в океане, Господь Ча-
итанйа зашел к Шриле Харидасу Тхакуру, жившим под деревом Сидд-
ха Бакула. Очень довольный встречей с Шрилой Харидасом, Господь
спросил у него, каким образом обусловленная душа может легко
достичь освобождения. Шрила Харидас пал к лотосным стопам Гос-
пода, крепко сжал их; по его телу прошли судороги экстаза, и он
вознес смиренные молитвы, прерываемые дрожью и слезами.
Дрожащим от волнения голосом Шрила Харидас произнес:
"О, Господь! Непостижимы Твои чудесные игры. Я несчастный и
безграмотный. Единственное мое прибежище - Твои лотосные стопы.
Что толку задавать вопросы такому ничтожеству, как я?
Шрила Харидас продолжал: "Ты - Господь Кришна, Верховная
личность Бога, который явился в Навадвипе ради спасения живых
существ. О, мой Господь Гауранга! Милостиво дай мне прибежище в
тени Твоих лотосных стоп. Только это может доставить радость
моему сердцу. Твои игры растут беспрерывно; Ты явил Свое Имя,
образ, качества и игры в этот материальный мир, так что даже
такой падший и несчастный, как я, может насладиться ими. Чело-
веческая душа ( jiva ) неспособна воспринимать Твои трансцендент-
ные качества своими материальными чувствами. Господь Кришна ми-
лостиво явил Свой трансцендентный облик Господа Шри Чаитанйи
Махапрабху и панча-таттвы ради высшего блага человечества. Эти
прямые проявления трансцендентности - есть непосредственные эк-
спансии внутренней духовной потенции Господа.
Ты - это духовное солнце, а я - ничтожная искра Твоего
сияния; Ты - мой Господь, а я - твой слуга навечно. Нектар Тво-
их лотосных стоп опьяняет все мои чувства, я полагаюсь лишь на
беспредельную сладость Твоего Святого Имени. Что я, падший, мо-
гу сказать по своему собственному разумению? Я здесь лишь для
того, чтобы исполнять Твою волю. Я испытаю великое удовлетворе-
ние , произнося слова, которые Ты вложишь мне в уста. При этом
я даже не буду задумываться над тем - правильны они или нет".
Истина о Господе Кришне
Господь Кришна - единственный Абсолютный Монарх. Он нико-
му не подвластен, ибо Он - один Высший Правитель и Властелин.
Он владеет непостижимыми энергиями; Он - полностью независимое,
самовластное, самосознающее существо. Все энергии или силы -
часть Его природы, оттого они не являются независимыми от Него.
Всемогущий Господь - источник всех энергий. Господь Кришна -
владыка безграничных достояний и сил, при этом он - единый и
недвойственный Брахман . Посредством восьмиступенчатой йоги, йог
может воспринять это недвойственное Высшее существо, вездесу-
щее, пребывающее в сердце как параматма , Высшая Душа. Этот ас-
пект Господа Кришны - тоже частичное его проявление, оттого ни
Брахман , ни параматма не являются полноценным образом Господа
Кришны. Один Господь Кришна во всей полноте наделен абсолютной
энергией, волей, властью и сознанием.
Господь Кришна един со своими энергиями
Многообразные энергии Господа Кришны никогда не бывают
независимыми от Него. Веды провозглашают неотличимость Господа
и Его энергий. Господь Кришна безграничен; Он - Абсолютный Виб -
ху , а Его энергии - проявление Его vaibghava (достояний). При
всех Его бесконечных достоинствах и многообразных энергиях Он
остается незатронутым ими и неделимым.
Три вида достояний
Энергии Господа - это проявления Его vaibghava (достоя-
ний); оттого Всевышнего Господа можно воспринимать лишь посред-
ством vaibghava , т.е. этих энергий. О, Господь Гауранга! Ты -
вместилище трех видов vaibghava . В явленных писаниях они назва-
ны: cit-vaibhava (духовная энергия), acit-vaibhava (материаль-
ная энергия, майа ) и jiva-vaibhava (пограничная энергия).
Cit-vaibhava , т.е. духовная энергия
Cit-vaibhava (духовные достояния) Господа Кришны суть
трансформация Его внутренних духовных энергий. Это безграничное
проявление духовных энергий включает Его обитель, известную как
Вайкунтха-Лока; Его бесчисленные Имена, такие как Говинда, Хари
и прочие; Его Трансцендентные образы, вроде двурукой формы с
тремя изгибами тела и флейтой; Его божественные качества, дос-
тавляющие столь возвышенные наслаждения Его преданным; Его
сверх-необыкновенные развлечения, подобные танцу rasa во Врин-
даване и неотличимые от Него Самого; Его проявления в Навадвипе
в виде совместного воспевания Святызх Имен. Итак, Его духовные
энергии бесчисленны.
Энергия Господа cit - высшая Его энергия. Она - естест-
венное следствие Его духовной полноты. Энергия sandhini , благо-
даря которой все существует как взаимосвязанное целое, включая
связь между дживами и Господом, исходит из энергии cit . Из той
же самой cit-vaibhava исходит также энергия samvit , дающая нам
знание о собственной сущности и обо всем остальном. Последней
из cit-vaibhava исходит энергия hladini , рождающая экстатичес-
кое блаженство духовных эмоций, духовных отношений и божествен-
ного обмена расами . Энергия Господа cit - это Его йога-майа, и
ее трансформации находятся вне категорий материальных качеств и
воздействий.
Энергия cit никогда не подвергается воздействию низшей
энергии acit . Хоть она и нисходит в этот низший материальный
мир, она неподвержена осквернению материальным. Всегда духов-
ная, вмещающая Абсолютную природу Всевышнего Господа, она прос-
лавляется Ведическими Гимнами как занимающая высшее положение,
как равная Самому Господу.
Энергии Кришны относятся к категории Вишну-таттва
В энергии Господа Кришны нет и следа воздействия материи;
эта энергия трансцендентна и пребывает в suddha-sattva (чистой
благости). Sattva бывает двух видов: suddha-sattva (чистая бла-
гость) и misra-sattva (смешанная благость). Все, что относится
к категории cit-vaibhava , - это suddha-sattva , т.е. чистая бла-
гость. Вся саттва в материальной природе - смешанная, миш-
ра-саттва . Шуддха-саттва лишена страсти и невежества. Рождение
указывает на действие гуны страсти. Вечно существующая духовная
.
сущность, шуддха - саттва , никогда не затрагивается ни рождени-
ем, являющимся проявлением гуны страсти, ни уничтожением, кото-
рое является действием, осуществляемым в гуне невежества. Хотя
отделенные (???составные???)
части Всевышнего Господа, дживы , принадлежат к категории шуддха
-саттва , но в силу соприкосновения с неведением, т.е. с матери-
альной природой, они подпали под власть материальных гун страс-
ти и невежества, и оттого ныне они - в смешанной категории,
мишра-саттва . Даже такие полубоги, как Господь Шива, хоть он во
многих отношениях гораздо выше обычных джив , тем не менее пле-
нены материальным блеском в силу ложного самоотождествления и,
таким образом, тоже попадают в категорию мишра-саттвы .
Всевышний Господь - всегда в чистой благости. Посредством
Своей непостижимой духовной энергии Он нисходит в материальный
мир и всегда властвует над материальной природой, майей , с го-
товностью служащей ему в качестве служанки.
Все экспансии и частичные экспансии Господа, такие как
Говинда, Вайкунтханатха, Маха-Вишну, Гарбходакашай Вишну и Кши-
родакашай Вишну, - принадлежат к категории чистой благости, бу-
дучи высшими и божественными, и они абсолютно духовны. Эти Виш -
ну-таттвы , т.е. Всевышний Бог в категории Вишну, могут нахо-
диться в любом месте - будь то духовные обители Голоки, Вай-
кунтхи, Причинный Океан, или эта материальная вселенная, но при
этом Они всегда - владыки майи и Высшие Правители над каждым
живым существом, великим или малым. То, что Они остаются незат-
ронутыми действием энергии, вводящей в заблуждение, служит сви-
детельством Их непостижимого духовного положения.
Мишра-саттва и Майа-таттва
Господь Брахма - творец, Господь Шива - разрушитель, и
все остальные полубоги принадлежат к категории джив , а потому
представляют собой мишра-саттву , т.е. относятся к смешанной ка-
тегории; тогда как все аватары относятся к категории Вишну, их
игры, духовное небо и прочие атрибуты пребывают в чистой бла-
гости. По эту сторону реки Вираджи, отделяющей материальную
вселенную от духовной обители, все, пребывающее во всех четыр-
надцати планетных системах, суть acit-vaibhava , т.е. временное
проявление материи. Это место где-то было названо Деви-дхамой ,
т.е. обителью Дурга-деви, господствующим божеством майи . Мате-
риальная вселенная составлена из пяти грубых элементов, а также
ума, разума и ложного эго. Как материальная вселенная, так и
физические тела живых существ сделаны из одних и тех же матери-
альных субстанций, а именно: земли, воды, огня, воздуха и эфи-
ра. Ум, разум и ложное эго образуют тонкое тело дживы , которое
является результатом его желаний, - они тоже материальны. Тем
не менее джива , которая по природе является продуктом шудд -
ха-саттвы , как и ее истинные ум, разум и эго, - духовна и от-
лична от тонкого тела.
Семь высших планетных систем: Бхур, Бхувар, Сварга, Ма-
хар, Джана, Сатйа и Брахма, а также семь низших: Атала, Сутала
и другие, - это проявления майи , энергии Господа, рождающей ил-
люзию. Чит-вайбхава - это полное целое, а майя - Его тень.
Освобожденные и обусловленные души
Джива изначально полностью духовна, но ничтожно мала в
количественном отношении, и при этом, благодаря своей духовной
природе, она независима. Существует бесчисленное множество джив
, а духовное блаженство - их настоятельная потребность и их со-
вершенство. Те, кто в поисках блажества посвятили свои жизни
Господу Кришне, стали освобожденными и вечно пребывают в об-
ществе Господа в качестве Его интимного окружения.
С другой стороны, душа- джива , устремляющаяся к самовоз-
величиванию и эгоистическому наслаждению, привлекается майей ,
которая всегда начеку. Такая душа, соблазненная, оставляет слу-
жение Кришне и попадает в вечное рабство, получая производимое
материальной энергией, майей , тело, которое годно для обитания в
Деви-дхаме . Так она связывается в цикле неизбежных кармических
следствий, странствуя в грубом и тонком телах. Она то возносит-
ся на райские планеты, а то оказывается вынужденной нисходить в
ад. Таким образом, она странствует по всем 8.400.000 видов жиз-
ни, страдая муками материального существования.
Господь Кришна всегда милостив
О, Господь, Ты - Высшая Личность, а джива - Твоя неотъем-
лемая часть. Ты всегда заботишься о благе Твоих слуг. В каком
бы положении ни оказалась джива , Господь Кришна всегда готов
удовлетворить желания ее сердца, как друг, желающий добра, и
никогда не оставляющий ее. Отношения Кришны и дживы вечны.
Кришна - Всевышний, а джива - инструмент, посредством которого
и которому Господь являет Свои энергии и достояния. Господь -
Высший Правитель, а джива - подданный, наслаждающийся возна-
граждением за свои действия. Что бы ни пожелал слуга, Господь
милостиво дарует ему это.
О, Господь! Всякий, стремящийся к преходящему услаждению
чувств в материальном мире может легко получить желаемое, ибо
Ты милостиво предоставляешь ему это. Средство достичь такого
удовлетворения - благоприятные действия, рекомендованные Веда -
ми . К ним относятся: следование предписанным обязанностям вар -
нашрамы ; совершение жертвоприношений, таких как agnistoma (ог-
ненное жертвоприношение); следование восьмиступенчатой системе
йоги ; поднесение havan (подношений); соблюдение обетов на пол-
нолуние и раздача милостыни в особые благоприятные дни и по
случаям, обещающим материальный выигрыш. Хотя эти действия и
совершаются для Господа Вишну как господствующего Божества, у
совершающего их нет настроения чистой преданности; к несчастью,
он не осознает своей духовной потребности, ибо эти действия не
помогают развить чистого духовного настроя. Плоды, приносимые
такими действиями, материальны; человек жаждет лишь наслаждения
на высших планетах. Такие действия и их плоды никогда не удов-
летворят душу, истинное "Я", т.к. побуждающая их причина - ил-
люзия. Эти, так называемые, благоприятные действия приносят че-
ловеку лишь временные райские наслаждения, диаметрально проти-
воположные трансцендентному блаженству.
Освобождение от материального благочестия
Если человеку посчастливится попасть в общество святого и
узнать о своей вечной сущности как слуги Господа Кришны, он с
легкостью преодолеет великое препятствие материальной природы.
Это бывает очень редко. Это случается лишь благодаря гигантско-
му количеству прежних благочестивых действий и этого не достиг-
нешь никакой кармической деятельностью, ибо она дает лишь нез-
начительные результаты.
Устремляющийся к сухому эмпирическому знанию понимает,
что материальная природа - это место страданий, и потому жаждет
освобождения. И к таким Ты тоже милостив; Ты дал им раздел Вед
Jnana-kanda , чтобы они могли достичь безличного понимания Абсо-
люта. Конечное их назначение - погружение в Brahmajyoti . Брах -
маджйоти - это Твое духовное излучение на берегу реки Вираджи.
Демоны, которых убивает Господь, тоже кончают слиянием с брах -
маджйоти , которое начинается сразу же за границей майи . Ни эм-
пирические мыслители, ни карми не являются преданными; они не
склонны служить Господу Кришне. Они никогда не вкусят сладости
служения Господу Кришне.
Благочестивые действия , ведущие к преданному служению
Sukrti , т.е. благочестивые действия, бывают трех видов:
1) karmonmukhi , благочестие, проистекающее из кармической
деятельности;
2) jnanonmukhi , благочестие, извлекаемое от развития
знаний;
3) bhakti-unmukhi , благочестие, извлекаемое из преданного
служения.
Результатом первых двух являетс, естественно, наслаждение
плодами деятельности и освобождение, соответственно.
Третье дает веру в чистое, преданное служение и почтение
перед ним. Такое возвышенное благочестие достигается бессозна-
тельным совершением преданного служения, в отсутствии духовного
знания, ajnata-sukrti .
Bhakti-unmukhi - важнейший вид sukrti , ведущий дживу к
встрече с чистым святым преданным. В общении с преданным Кришны
укрепляется вера дживы . Она постепенно развивает вкус к воспе-
ванию Святого Имени, состраданию ко всем живым существам, ут-
верждается в писаниях о преданном служении.
Второстепенный метод для карми и гйани
О, Господь! Ты - океан щедрости и высший правитель над
всеми. Ты всегда стремишься служить обусловленным душам, в том
числе karmis (совершающим кармическую деятельность) и jnanis
(философам - эмпирикам). Ради их блага Ты предусмотрел второ-
степенный метод преданного служения. Карми, следующий варнашра -
ма-дхарме , общается со святыми и исполняет свои обязанности
для удовлетворения Всевышнего Господа Хари. Такая деятельность
очищает сердце и разрушает желание продолжать кармическую дея-
тельность. На место этого желания в сердце сеется семя sraddha ,
т.е. чистой веры.
Гйани силой своего благочестия достигает общения с чисты-
ми преданными и вызывает внутренне присушее им сострадание. Это
способствует быстрому развитию у него твердой веры в чистое
преданное служение. Общение с чистым преданным - это второсте-
пенный путь преданного служения для гйани . Часто говоришь Ты,
Господь: "Моя служанка джива пала жертвой предательницы - энер-
гии, вводящей в иллюзию. Но Я всегда знаю, в чем ее благо и по-
этому поощряю развитие в ней отвращения к услаждению чувств и
стремление к освобождению, а взамен предоставляю влечение к
преданному служению Мне. Я веду дживу в ее погоне за удовлетво-
рением материальных желаний и незаметно перевожу ее устремления
на второстепенный путь преданного служения, укрепляя тем самым
ее веру и любовь".
О, Господь, Ты самый милостивый, и все это - отражение
Твоей беспричинной милости. Без Твоего любовного вмешательства
как очиститься дживе ?
Упадок религии в Кали - йугу
В Сатйа-йугу медитирующие мудрецы очищались Господом и
получали от Него сокровище преданного служения. В Трета-йугу
тем же духовным успехом увенчивались усилия тех, кто безупречно
совершал богатые жертвоприношения для удовлетворения Господа. В
Двапарама-йугу Ты вознаградил преданностью тех, кто был неук-
лонно верен пути служения Божеству в храме. С приходом Кали-йу-
ги, о, Господь, Ты узрел ужасное состояние джив и лишил всякой
надежды пути йоги , медитации, кармической деятельности, жерт-
воприношений и т.п.
Люди в Кали-йугу не живут долго, подвержены болезням,
рождаются слабыми физически и психически. Они в затруднении с
самого начала. Соблюдение принципов варнашрама-дхармы , философии
санкхйи , йоги и эмпиризма не дадут достаточной силы для избав-
ления джив в Кали-йугу. А второстепенные пути, ведущие к пре-
данности, - гйана и карма , - слишком узки и рискованны. Два
второстепенных пути, ведущие в сокровищницу преданного служе-
ния, это:
) общение со святыми личностями в виде духовных бесед;
2) деятельность без желания плодов, в которой все возно-
сится Всевышнему Господу.
И то и другое в Кали-йугу оскверняется. Истинные святые
теперь редки. Их заменили невежественные псевдо-спиритуалис-
ты-коммерсанты. Религиозная деятельность осуществляется ныне не
для очищения сознания, а лишь для наслаждения ее плодами. Поэ-
тому эти второстепенные пути более не благоприятны. Даже путь
поклонения Божеству, приносивший в Двапара-йугу высший духовный
успех, сейчас загрязнился и деградировал.
Дживы стараются использовать другие средства, чтобы дос-
тичь конечного назначения, но сталкиваются с множеством непре-
одолимых трудностей. Истинное средство - это то, что ведет к
цели, а то, чего достигают применением средства - это конечное
назначение. Цель человеческой жизни - обрести милость Господа.
Но ни карма , ни гйана не являются наилучшим средством достиже-
ния этой высокой цели. Подводя вплотную к конечному назначению,
они оставляют человека в тупике и исчезают.
Главный метод - воспевание Святого Имени
Не таков метод воспевания Святого Имени. Святое Имя Гос-
пода всегда с нами, оттого этот метод - самый действенный. Ког-
да средство становится целью, путь делается идентичным назначе-
нию, и джива с легкостью обретает освобождение по Твоей милос-
ти. В моем случае это не так, О, Господи! Я - самый падший и
погряз в материальной жизни. Я - негодяй. Я никогда не воспевал
Твоего Имени".
Сказав это, Шрила Харидас, аватара Господа Брахмы, пал к
стопам Господа со слезами, потоком льющимися из его глаз, и со-
дрогаясь всем телом от горестных воздыханий.
Лишь те, кто восторгаются Господом Хари, Его преданными и
преданным служением, способны принять "Харинама Чинтамани" всем
сердцем.