Оглавление

ДВЕНАДЦАТАЯ КНИГА

1.  Все, к чему мечтаешь прийти со временем, может быть  сей
час  твоим, если к себе же не будешь скуп, то есть если оставишь
все прошлое, будущее поручишь промыслу и единственно с настоящим
станешь справляться праведно и справедливо. Праведно
-  это  с  любовью  к  тому, что уделяет  судьба,  раз  природа
принесла тебе это, а тебя этому. А справедливо - это благородно
и без обиняков высказывая правду и поступая по
закону  и  по  достоинству. И пусть не помешает  тебе  ни  порок
чужой,  ни  признание, ни речи, ни, конечно  же,  ощущения  этой
нарощенной тобою плоти - страдает, так ее забота. И когда бы
ни  предстоял  тебе выход - если ты оставишь все  остальное  и,
почитая единственно свое ведущее и то, что в тебе
божественного,  не  того  станешь  бояться,  что  надо когда-то
прекратить жизнь, а что  так  и  не  начнешь  никогда  жить  по
природе,    тогда   будешь   ты   человек,   достойный   своего
родителя-мира, а не чужестранец в своем отечестве, изумляющийся
как  неожиданности тому, что происходит изо дня  в  день,  и  от
всякой всячины зависящий.
    2.  Бог  всякое  ведущее видит помимо вещественного  сосуда,
кожуры,  нечистоты.  Ведь своим единственным  умом  он  касается
того, что туда единственно из него истекло и изведено. Так  вот,
если   и  ты  приучишься  это  делать,  избавишься  от  немалого
напряжения. Ибо кто не смотрит на облекающие нас телеса, неужели
станет  терять время, рассматривая одежду, дом, славу,  всю  эту
обстановку и театр?
    3.  Три вещи, из которых ты состоишь: тело, дыханье, ум.  Из
них  только  третье собственно твое, остальные твои лишь  в  той
мере,  в какой надо тебе о них заботиться. Если отделишь это  от
себя,  то есть от своего разумения, все прочее, что они  говорят
или  делают, или все, что ты сам сделал или сказал, и  все,  что
смущает тебя как грядущее, и все, что является без твоего выбора
от  облекающего тебя тела или прирожденного ему дыхания, и  все,
что  извне приносит вокруг тебя крутящийся водоворот, так  чтобы
изъятая  из-под  власти  судьбы умственная  сила  жила  чисто  и
отрешенно  сама  собой, творя справедливость,  желая  того,  что
выпадает, и высказывая правду; если отделишь - говорю я - от
ведущего то, что увязалось за ним по пристрастию, а в отношении
времени то, что будет и что уже было, и сделаешь  себя  похожим
на  Эмпедоклов  "сфер  округленный,  покоем  своим и в движении
гордый" и будешь упражняться единственно в том, чтобы жить, чем
живешь, иначе говоря, настоящим, -  тогда  хоть  оставшееся-то
тебе  до  смерти  можно  прожить невозмутимо и смело, в мире со
своим гением.
    4. Я часто изумлялся, как это всякий себя больше всех любит,
а свое признание о себе же самом ставит ниже чужого. Вот если бы
бог  стал с кем-нибудь рядом или проницательный учитель и велели
бы  ничего  не  думать  и  не помышлять без  того,  чтобы,  чуть
осознав, тут же и вслух произнести, так ведь никто этак и дня не
выдержит.  Значит мы больше, чем самих себя, почитаем,  что  там
про нас думают ближние.
    5.   Как   же   это   боги,  устроившие  все   прекрасно   и
человеколюбиво,  не  усмотрели единственно того,  что  некоторые
люди - притом самые надежные, как бы вверившие божеству
наибольшие  залоги  и  столь  сжившиеся  с   божеством   своими
праведными  делами  и  священнодействиями  -  как только умрут
однажды, больше уж не родятся,  а  угасают  всесовершенно?  Так
вот,  ежели  оно  и так, знай, что если бы надо было, чтоб было
как-нибудь иначе, то они бы так и сделали. Потому что  если  бы
это  было  справедливо,  то  было  бы  и возможно; и если бы по
природе было, принесла бы это природа. А что это не  так,  если
уж  оно не так, это тебе залогом, что и не надо, чтоб было так.
Сам же видишь, как в этом лжеискании споришь с богом, а ведь  мы
с  богами  так  не  разговаривали бы, не будь они  наилучшими  и
наисправедливейшими. А если так, они вряд  ли  в  мироуст-роении
пропустили несправедливость или безрассудную небрежность.
    6.  Упражняйся,  хоть и не думаешь преуспеть.  Вот  и  левая
рука,  во всем прочем по непривычке праздная, узду держит крепче
правой - к этому приучена.
    7.  Каким быть и душой, и телом надо, когда схватит  смерть;
про  краткость  жизни, зев вечности позади и  впереди,  бессилие
всякого вещества.
    8.   Сквозь  кожуру  созерцать  причинностное,  отнесенность
деяний.  Что боль, наслаждение; что смерть, слава. Кто  виноват,
если лишил себя досуга. Что никому другой не помеха. Что все -
признание.
    9.  А распоряжаться основоположениями надо, как в двоеборье,
не  как  гладиаторы, потому что тот кладет меч, орудие  свое,  и
вновь  берет,  а у этого рука при себе, и ничего не  надо,  знай
действуй.
    10.  На  такие  дела  смотреть,  разделяя  их  на  вещество,
причинное, соотнесенность.
    11.  О  том, какова власть человека не делать ничего,  кроме
такого,  что будет одобрено богом, и принимать все, что бог  ему
уделяет. Сообразно с природой.
    12.  Ни  на  богов нельзя сетовать (они-то не  погрешают  ни
вольно, ни невольно), ни на людей (эти не иначе, как невольно ).
Сетовать, выходит, не на кого.
    13. Как смешон и странен, кто изумляется чему бы то ни было,
что происходит в жизни.
    14.  Либо  судьба  с ее необходимостью и нерушимый  порядок,
либо милостивый промысл, либо беспорядочная мешанина случайного.
Так вот, если нерушимая необходимость - что
противишься ей? если промысл,  допускающий  умилостивление,  -
будь  достоин божественной помощи. Если же не предводимая никем
мешанина, ликуй, что средь волн таких в самом тебе есть ведущий
ум. И если понесут  тебя  волны,  пусть  твое  тело  несут  или
дыхание и прочее - ума не унесут.
    15. Или пламя светильника светит, пока не погасят его, и  не
теряет   сияния,   а  истина,  что  в  тебе,  справедливость   и
благоразумие - угаснут прежде?
    16.  Если кто наводит на представление, будто погрешает:  да
точно  ли я знаю, что это погрешение? А если и погрешил, то  сам
же  свершил  над собой суд; и как это похоже на то,  чтобы  себе
самому  выцарапал  глаза.  И еще: кто  не  хочет,  чтобы  дурной
погрешал,  похож на того, кто не хочет, чтобы давала сок  смоква
на  смоковнице, чтобы младенцы не ревели, не ржал конь, и прочие
неизбежности.  Ну  а  что ему делать, раз состояние  его  такое?
Состояние излечи, если ты такой дошлый.
    17. Не надлежит - не делай; не правда - не говори. Пусть
твое устремление будет устойчиво во всем.
    18.  Всегда  смотреть  так: а  что  оно  такое  -  то,  что
производит твое представление, и разворачивать его, расчленяя
на причинное, вещественное, соотнесенность и время, в  пределах
которого должно будет ему прекратиться.
    19.  Почувствуй  же  наконец, что есть в  тебе  нечто  более
мощное и божественное, чем то, что страсти производит или вообще
тебя  дергает.  Каково  сейчас мое  разумение?  страха  нет  ли?
подозрений? вожделения нет? чего-нибудь еще такого?
    20. Во-первых, без произвола и с соотнесением. Второе, чтобы
это  не  возводилось  к  чему-либо другому  кроме  общественного
назначения.
    21.  Что немного еще, и будешь никто и нигде, как и все, что
теперь  видишь,  и  все, кто теперь живет. Ибо  от  природы  все
создано  для  превращений, обращений  и  гибели,  чтобы  по  нем
рождалось другое.
    22. Что все - от признания, а оно от тебя зависит. Так вот,
сними,  когда захочешь, признание - и все, как у  того,  кто  в
море зашел за выступ:
    тишина, спокойствие, ровные воды залива.
    23.   В  отдельности  любая  деятельность,  если  она  часом
прекращена,   ничуть  не  страдает  постольку,   поскольку   она
прекратилась. И тот, кто сделал это деяние, никак  не  пострадал
постольку,   поскольку  оно  прекратилось.  Точно   так   же   и
совокупность  всех  деяний, каковой является  наша  жизнь,  если
прекратится  в  свой  час,  то  никак  не  страдает   постольку,
поскольку она прекратилась. И тот, кто прекратил в свой час  эту
цепочку,  не  получил зла в своем укладе. А час  и  предел  дает
природа, иногда собственная, если в старости, и уж всегда -
общая, части которой превращаются, а мир в целом пребывает юным
и цветущим. А всегда прекрасно и своевременно все, что  полезно
целому. Так вот прекращение жизни никому не зло, потому что оно
не  постыдно,  раз  не  по  нашему  выбору и необщественного не
содержит. А благо  оно  потому,  что  своевременно  и  приносит
пользу  целому, а целое его приносит. Вот богоносец же тот, кто
несет себя путями бога и уносится собственным умом на эти пути.
    24.  Держать под рукой тройственное. Применительно  к  тому,
что  делаешь:  не наугад ли и не иначе ли, чем  делала  бы  сама
правда? А применительно к приходящему извне - что оно либо
случайно,  либо  от  промысла,  и  что нельзя ни на случайность
сетовать, ни промысл обвинять. Второе вот что:  каково  все  от
семени  до  одушевления  и  от  одушевления до того, как отдаст
душу, и смешение из чего здесь и распад во  что.  Третье:  если
вознесясь на небо в высь глянешь на людское, увидишь, какая тут
поворотливость,  а  вместе  и то приметишь, какова заселенность
воздуха и эфира; а еще, что сколько бы раз ни поднялся, увидишь
одно - кратковечное, единообразное. Чем ослеплены!
    25.  Выбрось  признание - и спасен. А где тот,  кто  мешает
выбрасывать?
    26. Когда трудно переносишь что-нибудь, ты, значит, позабыл,
что все происходит по природе целого и что погрешность
-  чужая,  а  еще  о  том,  что  все  происходящее  всегда  так
происходило, будет происходить и повсюду происходит сейчас; о
том,  каково родство человека со всем человеческим родом -  тут
не кровь и не семя, а общность разума. И о том еще позабыл ты,
что  разум каждого - бог, и проистек оттуда; о том,  что  ни  у
кого ничего нет собственного, но и ребенок твой, и твое тело,
да  и  сама-то  душа оттуда пришла; о том, что все признание;  о
том, что всякий жив только в настоящем и только его теряет.
    27. Упорно показывать себе тех, кто сверх меры роптал на что-
нибудь;  тех, кто дошел до верха в великих успехах,  несчастьях,
ненависти  или  другой  какой-нибудь судьбе.  Затем  посмотреть:
теперь где все это? дым да зола, слова, а то и не слова. Пусть и
всякое  такое  подумается, вроде как Фабий Катуллин  в  деревне,
Лузий  Луп  в  садах, Стертиний в Байях, и Тиберий на  Капри,  и
Велий Руф и вообще всякое небезразличие из пустых мнений; и  как
недорого  стоит  вся  эта напряженность, и  насколько  достойнее
философа   при   данной  вещественности   являть   себя   просто
справедливым,  здравомысленным, следующим богу. Потому  что  нет
хуже, чем ослепление, неослепительно ослепленное.
    28.  Любопытствующим: "где ты богов видел и откуда взял, что
существуют они, чтобы так их почитать?" Ну, во-первых, и глазами
можно их видеть. Кроме того, я и души своей не видал, а ведь чту
же  ее.  Так и с богами: в чем вновь и вновь испытываю силу  их,
чрез то постигаю, что они существуют, и вот благоговею.
    29.  Спасение жизни - всякую вещь рассматривать вполне, что
она есть и что в ней вещественное, а что причинное. И от
всей  души  поступать  справедливо  и  правдиво  говорить.  Что
остается,  кроме  как  вкусить  жизни человека, связующего одно
благое деяние с другим так, чтобы и малейшего зазора между ними
не оставалось?
    30.  Един свет солнца, хоть и загораживают его стены,  горы,
тысячи  других вещей. Едино общее естество, хоть и  перегорожено
тысячами качественно различных тел. Едина душа, хоть и на тысячи
разгорожена  пород и особых черт. Едина разумная  душа,  хоть  и
кажется,  что  разделена. Так вот, одна часть  упомянутого,  как
дыхание и предметы, бесчувственны и не расположены друг к другу,
но  даже  и в них есть ум и тяготение к одному и тому же.  А  уж
разумная   тяга   возникает  особенно   к   единоплеменному,   и
установившись, не преграждается общестрастие.
    31.  Ну что ты ищешь: жить долее? или ощущать? устремляться?
вырасти? и вновь перестать? разговаривать? раздумывать? Что тебе
тут  кажется  достойным грусти, чтобы тосковать о нем?  Если  же
порознь  презирать все это легко, то напоследок подойди к  тому,
чтобы  следовать разуму и богу. Но противоречит такому почитанию
досада, что вот из-за смерти лишишься всего этого.
    32.  Какая  доля  беспредельной и зияющей  вечности  уделена
судьбой каждому, раз так скоро она исчезает в вечности? А целого
естества какая часть и какая от души в целом? От целой земли  на
каком  клочке ты бродишь? Подумай обо всем этом и считай  только
то  великим, чтобы поступать, как ведет тебя твоя природа, а что
общая природа приносит, то сносить.
    33.  Как  распоряжается собой ведущее? Ведь в  этом  все.  А
остальное, либо оно по твоему выбору, либо без выбора -
мертвое, дым.
    34.  Презрение к смерти сильно подкрепляется тем, что и  те,
кто  считает  наслаждение благом, а боль злом,  смерть  все-таки
презирали.
    35.  Кому  своевременность - единственное благо,  для  кого
равно, совершить ли больше деяний сообразно с прямым разумом
или же меньше; кому безразлично, созерцать ли мир  большее  или
меньшее время, тому не страшна и смерть.
    36.  Человек! Ты был гражданин этого великого града. Неужели
небезразлично тебе, что не пять лет, раз сообразие с  законом  у
всех  равно? Что же тут страшного, если тебя высылает из  города
не деспот, не судья неправедный, но введшая тебя природа? Словно
комедианта отзывает с подмостков занявшийся им претор. "Но я  же
сыграл не все пять частей. три только". -
Превосходно; значит в твоей жизни всего три действия. Потому что
свершения определяет тот, кто прежде был причиной соединения,  а
теперь  распадения, и не в тебе причина как того, так и другого.
Так уходи же кротко, ведь и тот, кто тебя отзывает, кроток.