РЕЛИГИОЗНО-БЫТОВЫЕ СЕКТЫ
Одна из особенностей нового
сектантства - стремление приблизить религию к быту, внедрить в ход повседневной
жизни. По мере того, как ослаблялось влияние церкви и традиционной обрядовости
на верующих, их потребность в ритуале переносились на ближайшие предметы
и процессы домашнего обихода: на приготовление пищи, ведение хозяйства,
общение с близкими. Сюда перемещалось чувство священного, здесь обреталось
некое подобие храма. Так возникли те религиозные умонастроения, которые
с канонической, церковной точки зрения должны быть охарактеризованы как
ереси, а с точки зрения научного атеизма представляют собой относительно
пассивные разновидности нового сектантства.
Исключительное значение,
например, придается процессу приготовления пищи, в котором будто бы происходит
отделение чистого от нечистого, а значит, некое священнодействие. Да и
потребление пищи рассматривается как акт религиозного смирения и приятия
"от лица Дающего", хотя очевидно, что пищу эту "дает" себе сам вкушающий.
Устанавливается совершенно неподобающее, торжественно-патетическое отношение
к вещам, даже самым малозначительным. Оказывается, даже песчинка, заключает
в себе нечто богоподобное, а значит, вокруг нее может строиться целый ритуал
восхваления, почитания, освящения. Или же человек тратит многие месяцы
на изготовление одной вещи, которую мог бы свободно приобрести в магазине,
- только ради того, чтобы "соединиться через нее с творящим своим существом".
Наконец, дом объявляется не просто местом жительства, а "невольным и непредназначенным
храмом", в котором совершается повседневное таинство жизни. Каждый дом
- это, якобы, обитель "веселой Премудрости Божией", то "внутреннее, во
что должно превратиться все внешнее, когда Бог приводит его к себе", а
значит, прообраз райского загробного существования.
Нетрудно убедиться, насколько
натянуты и фальшивы все эти "теологические" построения, насколько они противоречат
здравому смыслу. Всему естественному, что происходит в человеческой жизни,
эти секты придают сверхъестественный смысл, в сущности, совсем необязательный,
легко упразднимый. В этом и состоит самый надежный методологический прием
для критики "пищесвятства", "домовитянства", "вещетворства": демонстрировать
избыточность и несообразность их трактовок действительности. Пища не станет
питательнее от "благоговейного" ее употребления. Мудрость не в том, чтобы
считать премудрым само место своего обитания, а в том, чтобы на любом месте
жить достойно, в ладу со своей совестью, принося пользу и радость людям.
Конечно, только включение в общий круг наших забот, в убыстряющийся ход
общественной жизни может вывести религиозных "бытовиков" из тесной, замкнутой
скорлупы их существования.