ПИЩЕСВЯТЦЫ
Пищесвятцы освящают сам акт принятия пищи, проводят богословские изыскания в системах употребления разных продуктов. Для пищесвятцев вся область еды и питья исполнена сакрального значения и возведена в ритуал, элементы которого меняются в зависимости от конкретных диетических предписаний.
"Когда мы едим, то при всей простой материальности
этого акта обнаруживаем высшую этическую способность - смирения. Все живые
существа нуждаются в пище - и тем самым признают свою зависимость от Подателя,
свою ущербность и неполноту. Никто не существует сам по себе, каждый нуждается
в чем-то еще, помимо собственной плоти - и эта плотская нужда, как ни странно,
глубоко духовна и выводит за пределы плоти как таковой, в которую мы были
бы погружены безвозвратно, если бы всегда были сыты. Голод - начало духовности,
та первая уязвленность жизни и живота, врожденная рана, которая учит страданию
и готовит к спасению, как прообраз креста. Голод - крест во глубине утробы
нашей, сораспятой Тому, Кто взалкал. . .
Выражение жажды и голода в живом существе бывает иногда отвратительно,
но еще отвратительнее - полная, безразличная сытость. И человек, и животное
вынуждены склонить голову, чтобы поднять кусок, сорвать пучок травы - и
в этот миг естественным побуждением склониться перед Господом" (И.
З. "Теология пищи").
"Голод - это не просто физиологическое состояние.
Это экзистенциальная неполнота. В человека прокралось небытие. Он свободен,
потому что голоден. Он может прильнуть к источнику Бытия. Это не значит
- наесться. Это значит - признать свою ненасытность. Голод - это нравственный
императив: смирись, ибо ты себе не принадлежишь, ты всего лишь часть от
части, часть, жаждущая откусить и проглотить частицу иного и в этой жизни
никогда не способная стать целым. Вот почему голод порабощает, ставя в
зависимость от земной пищи. И вот почему голод делает свободным, обостряя
в своей ненасытности жажду пищи небесной, подлинно насыщающей.
Нет более наглядного смирения, чем сама поза еды, со склоненной головой,
как бы в знак уничижения и благодарности. Заметьте что люди Запада, лучше
нас воспитанные, едят выпрямившись, поднося ложку высоко ко рту, - они
как бы стоят выше пищи и снисходят к ней, точнее, позволяют ей возвыситься
до себя. Наши же люди едят рабски, низко склоняясь к тарелке, словно бы
заискивая перед едой. Но чьи же они рабы - пищи или Пищедателя? Вот что
нужно понять, прежде чем их осуждать. /. . . /
После еды по телу разливается тепло благодати - не потому только, что оно
насытилось, но и от того, что приняло милость, выполнило обет смирения,
помолилось каждой принятой частицей животворящей. Молитва - прямое расположение
себя перед Господом для принятия в душу Его даров. Вот я в воле Твоей,
принимаю Тебя. . .
Так алчба превращается в мольбу и молитву. "Хлеб насущный даждь нам днесь",
- взывает вся тварь, признавая бессилие прокормить себя и склоняясь перед
щедростью Творца" (А. Х. "Мудрость голода").
"Принимать угощение - почти то же самое, что принимать милостыню. Вот почему за столом, где гости едят и подает хозяин, чувствуешь себя как у врат церкви. . . Неважно, кто кому протягивает хлеб, кто богаче и кто беднее: само по себе предложение благодатно, а вкушение - благобратно. Блаженно богатство кормящего, и блаженна нищета окормляемого. . . Чти хозяина, ибо это образ Отца твоего, плотью тебя оделившего. Чти гостя, ибо это образ Сына твоего, от плоти твоей питающегося. Приходить в гости, принимать гостей - равная благодать. Свято подавать пищу - и свято принимать ее, подающий - брат принимающему. . . Тот, кто угощает, несет в себе дух Отца, а тот, кто угощается - дух Сына, и вот - между ними Дух Святой, в единстве Троицы хлеб разделяющий. . ." (Б. Ц. "Таинство гостеприимства").
". . .Любое поедание, а не только священного хлеба,
священно, ибо человек прибегает к милости дающего и Того, Кто дает самому
дающему. В еде каждый оборачивается другому своей слабой стороной - вот
почему в некоторых нехристианских обществах этот акт воспринимается как
постыдный и, согласно обычаю, требует уединения. Люди отворачиваются друг
от друга, гнушаясь своей зависимостью от пищи. Но мы призваны соразделять
свою слабость и стыд с ближними. Эта невольно обнаруженная слабость сближает
людей, совместно вкушающих. Отсюда струение духовного тепла над столом,
братство соразделяющих пищу, припадающих к одному источнику - и благодарность
всех в ответ на милосердие Единого.
Это дарение самого насущного - хлеба, и за столом человеку яснее открывается,
что сама плоть его тоже есть дар - Кто-то вскормил плотью его душу, возжаждавшую
воплощения. Хлеб, принятый в качестве угощения, - это образ всего дыхания
жизни, принятого в дар от Господа" (Ю. А. "Духовные правила поведения
за столом").
Пищесвятцы утверждают, что через пищу свершались важнейшие события религиозной истории человечества.
"Грех пришел через пищу - с древа познания добра
и зла. Искупление приходит через пищу - с крестного древа, кровь и плоть
Христову. Обещание Сатаны, обманувшее Адама: ешьте и не умрете - исполнилось
в Сыне Божием, чью плоть мы вкушаем и кровь пьем. /. . ./
И опять, в нашем веке, человечество впало в грех через соблазн пищи, чтобы,
насытившись ею, забыть о Творце. . . Не случайно первожрец Капища, освятивший
обряд взаимопоедания среди людей, направил главный свой удар против Пищедателя,
чтобы вырвать этот дар из рук Божих. Сама пища была объявлена Богом, которому
служит и поклоняется человек. Голод был провозглашен первой и священной
его потребностью, по утолении которой он освободится от Бога. Вся история
стала рассматриваться как история добывания пищи, как смена орудий и способов
ее производства. Было сказано, что, прежде чем мыслить и верить, человек
должен есть и пить, воспроизводить свое тело. Эта теория вышла из пищесвятских
кругов, но постепенно приобрела характер языческого пищепоклонства. . .
Нам нужна философия, которая начинала бы с голода, но приходила бы не к
жреческому поклонению материи, а к жертвенности и щедрости самого вселенного
материнства, от Отца зачинающего и кормящего грудью земли человеческое
дитя.
. . .Пища свята вовсе не потому, что она насыщает плоть человека, а, во-первых,
потому, что она углубляет его духовную жажду, утоляемую только плодами
с Древа Жизни; во-вторых, потому, что человек приобщает к своей плоти низший,
неодушевленный и слабоодухотворенный (растительный и животный) мир и возвышает
его, преобразуя в питательные элементы растущего разума и свободной души.
Через еду человек очеловечивает природу вне себя и вместе с тем возвышается
над человеческим в себе, устремляясь к утолению высших потребностей.
Исходя из фундаментального факта голода, одни приходят к фетишизму пищи,
другие - к культу Пищедателя. Христианство и материализм имеют общую начальную
точку: "хлеб насущный даждь нам днесь". Это - высшее, и это - низшее. В
пище сходятся и опасность грехопадения, и надежда на спасение. . . Человек
бывает мерзок в своей жадности, зато он способен жаждать, и ничто не может
утолить его - в поисках пищи он обирает ближнего и возносит молитвы. Голод
приводит его в эту жизнь, оглашаясь криками новорожденного. Голод ведет
его дальше, в жизнь иную, ибо плоть пресыщается угощениями этого мира,
а душа жаждет еще и еще, жизни вечной. . .
Если бы человек не знал, что такое голод, он не зависел бы от мира материального,
но он бы и не стремился к миру духовному. Он был бы сыт и самодостаточен
- человеком его делает голод, разделяющий тело на плоть и душу. Животное
тоже может голодать, но лишь наполовину: его голод насыщаем. Человек, насыщая
один голод, острее чувствует другой. Человек - это неутолимость"
(В. Р. "О сладчайших мирах").
Среди пищесвятцев выделяются особые сообщества ДИЕТАРИЕВ, которые освящают не пищу вообще, а конкретные ее разновидности, необходимые для духовного оздоровления индивидов и целых наций. Пища, с их точки зрения, более важный фактор, определяющий здоровье или болезнь общества, чем состояние науки или искусства. Точнее, сама культура и ее основные категории есть система диетических предписаний, развернутое отношение общества к пище, способ ее приготовления и употребления.
"Культура, в первом своем значении, есть возделывание почвы для ублажения живота, а согласно старой, но точной метафоре, - "пиршество духа". И как ни усложнилась культура за тысячелетия всякими духовными изысками, она остается в сущности тем, чем была: угождением утонченному вкусу, ищущему разнообразия. Культура есть смена блюд, подаваемых на стол и в свой черед убираемых, так что на смену кислому подается сладкое, на смену сырому - вареное, на смену мясному - растительное: трагедия заедается комедией, буколический пейзаж - технократической утопией, а хищный империализм подается в соусе мирного сосуществования народов. . . Диетические предпочтения преобразуются на высших уровнях в разные типы мировоззрения: эстетическое, чтущее (сладкую) красоту, или этическое, чтущее (горькую) правду; экологическое (сырое) или технократическое (вареное); демократическое (обилие пищи) или аристократическое (утонченность приправ); пацифистское (вегетарианское) или активистское, вплоть до революционного (мясоедное, вплоть до каннибальского); религиозное (постное) или секулярное (скоромное); консервативное (консервирующее) или радикальное (острые специи). . . Культура есть застольный ритуал для всего человечества" (Ю. А. "Культура и диета").
Диетарии подразделяются на несколько групп, предлагающих свои принципы здоровой диеты; известны постники, вегетарианцы, сыроеды, инианцы, янианцы, бессольники, бессахарники и др. - всего более 40 групп. Приведем отрывки из предисловия к антологии "Философия пищи", составленной по рекомендациям Межконфессионального совета диетологов:
". . .Знаменательно, что выбору пищи придавалось
важнейшее значение во всех религиозных системах: индуизма, буддизма, иудаизма,
христианства. В священных кодексах, таких, как Пятикнижие, или Талмуд,
или Коран, или уставы христианских монастырей, вопросам приготовления и
употребления пищи уделяется огромное место. Пища чистая и нечистая, кошерная
и трефная, постная и скоромная, дозволенная и запретная - это основное
противопоставление, отделявшее сакральный мир от профанного и определявшее
весь быт верующих, в их отличии от "язычников", "гоев", "неверных", "непосвященных".
Продукты питания не только классифицировались по своим этико-гигиеническим
свойствам, но и определяли священный ритм человеческой жизни, соотносились
со структурой религиозного календаря: праздники, посты, будни различались
разрешением или запретом тех или иных видов пищи.
Чем же обусловлено такое значение "низших", физиологических уровней жизни
для ее высшей регуляции, осуществляемой в религиозном самосознании общества?
Поскольку религия вводит человека в связь с потусторонним, она накладывает
строжайшие ограничения на его контакты с земным миром. Отбираются такие
продукты, которые не возбуждают животную энергию человека, способствуют
его благородному поведению, освобождают от материальных привязанностей,
укрощают звериные инстинкты, предотвращают грех убийства и причинения мук
живому. Именно поэтому из рациона чаще всего исключается пища животного
происхождения. Если же она употребляется, как у иудеев, то само умерщвление
производится особым способом - мгновенно и безболезненно, чтобы страх и
страдание, оставшиеся в клетках животного, не передались человеку.
. . .Итак, в известном смысле оправдано тривиальное выражение: "человек
есть то, что он ест". Не только упрощенцам от материализма принадлежит
эта формула - ее могли бы, с разными оговорками, повторить идеологи разных
вероисповеданий. Правда, это прозвучало бы несколько иначе: "человек есть
то, что он не ест", т. е. человеком он становится благодаря воздержанию,
отказу от каких-то видов пищи, как нечистых и возбуждающих. Но в любом
случае - и крайнего материализма, и крайнего спиритуализма - сама сущность
человека определяется через систему пищевых потребностей и запретов. "Хлеб
насущный даждь нам днесь", - это общая истина христианства и исторического
материализма. Разница, конечно, существенна: только ли хлебом жив человек
- или еще и хлебом духовным? Но хлеб, как первый предмет питания, знаменует
изначальную неполноту человека в мире - и способ, каким он восполняет себя.
Хлеб - азбука человеческой сущности, отделенная часть его плоти,
которую в поте лица приходится добывать из внешней природы. Но, восполнив
свою недостающую долю из природы, человек начинает испытывать голод духовный.
И если голод порой превращает его в животное, то голод и отличает его от
животных, ибо у тех голод проходит, а у него нет.
. . .Эта же первосвятость пищи подтверждается и современными исследованиями
по мифологии: язык продуктов - древнейшая знаковая система, которой овладело
человечество и которая лежит в основании всех семиотических процессов в
культуре. "Жареное", "печеное", "вареное", "пареное", "вяленое", "соленое"
и т. п. - вкусовые качества и способы приготовления пищи отпечатались в
представлениях о приоритете тех или иных стихий ("огня", "воды", "воздуха"),
в универсальныx системах классификаций, в различных типах идеологий и эстетических
состояний. Так, "сладкое" соответствует идиллическому мироощущению, "горькое"
- трагическому, "соленое" - сатирическому, "кислое" - элегическому.
. . .Все вышесказанное позволяет утверждать, что ДИЕТИКА - совокупность
диетарных предписаний, способов отбора, приготовления и употребления пищи
- это важнейший и непрерывно меняющийся компонент человеческой культуры,
как материальной, так и духовной. . . Вот почему ДИЕТОЛОГИЯ - одна из тех
дисциплин, без которых невозможно дать научно точное определение феномена
человека, а также исследовать закономерности его исторического развития.
В последние годы диетология становится ведущей гуманитарной наукой, методы
которой приобретают общефилософское значение, влияют на методологию других
наук. Если в первой половине ХХ века генератором общегуманитарных идей
выступала социология, а во второй половине ХХ века - лингвистика, то диетология,
вероятно, займет к началу ХХ1 века их место в качестве царицы гуманитарных
наук. Как взаимно претворяются вещество мира и плоть человека - это центральный
вопрос, решение которого получит широкий отклик как в науках о человеке,
так и в науках о мироздании. Ведь пища есть именно то, в чем сродняются
вещество и плоть - символ их слияния и брачный венец. По сути, диетология
призвана обосновать и подтвердить антропный принцип, глубоко проникший
в современную науку и утверждающий взаимозависимость физических параметров
Вселенной и человека. "Вселенная такова, каковой должна быть, чтобы в ней
мог возникнуть и существовать человек".
Но этот вывод, к которому наука пришла парадоксально, вопреки своим натуралистическим
предрассудкам, лишь повторяет заповедь Божию - о том, что весь мир сотворен
в пользу и пищу человеку. Ибо питание и есть органическая предназначенность
мира для человека, прообраз высшего из созданий, запечатленный в составе
земли и всего живущего на ней. "И сказал Бог: вот Я дал вам всякую траву,
сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод
древесный, сеющий семя; вам сие будет в пищу" (Бытие, 1, 29). Диетология
- центральная дисциплина, связующая естественные и гуманитарные науки в
один комплекс человековедческого подхода к Вселенной и космического подхода
к самому человеку. . ." (П. В., А. Г. "Диетология - наука ХХ1 века",
предисловие к антологии "Философия пищи").