ДОМОВИТЯНЕ (ДОМОВНИКИ)
Религиозно-культурный орден, исповедующий ценности домашнего обихода и творчески их приумножающий. Орден доместиканцев, как их иногда именуют в Западной Европе, распространен во многих странах мира, но опыт русских собратьев считается особенно поучительным, поскольку им пришлось выстоять и сохранить свой очаг в эпоху бездомности.
"Тогда жила, действовала, говорила одна только улица в окружении гудящих, как улеи, площадей. Одичалое общество преследовало человека до самого порога, топталось и шумно дышало у дверей. Но убогие каморки не выдали тайну, приняв на хранение сокровища знания и веры, превратившись на несколько десятилетий в катакомбные церкви, музеи, школы, лаборатории. Этим они не только выполнили свою миссию перед отечественной культурой, но и задали перспективу одомашнивания всемирной цивилизации. . . Подобно тому, как величайший переход от первобытной древности к цивилизации был отмечен одомашниванием диких животных, так новый предстоящий рубеж можно определить как одомашнивание техники, индустрии, политики. Некогда диким, отчужденным от человека было состояние природы, теперь в такой же дикости пребывает искусственная среда, цивилизация, и следующий шаг развития потребует приблизить ее к человеку, разместить в стенах его частной жизни. /. . ./ Нигде цивилизация не проявила таких разнузданных и хищных свойств, как в России, и нигде домашнее обустройство не прошло столь жестокой проверки, приняв на себя заботу о подлинных ценностях цивилизации, от которых сама она отреклась" (Л. Н. "Доместикация животных, идей и машин").
Дом предстает в сочинениях домовитян как идеально организованное, одухотворенное пространство, замкнутое на личности владельца и воспроизводящее его внутренний мир.
"Дом - это мое второе "я", пространственный слепок
души. Есть души простые, открытые, любящие - и замкнутые, холодные, надменные.
Сколько душ, столько и разновидностей домашнего устройства. Улица и площадь
- народная душа. . . там никто не бывает собой. Они выставляют нас на перекресток
чужих взглядов и мнений, где каждое "я" выступает как "он". Дом - пространство
освоенности, где даже приходящие извне становятся своими друг для друга.
Дом - это "я" в его предельной вместимости, где находят себя и другие.
Весь мир представляется в "Притчах Соломоновых" как Дом, устроенный Премудростью
Божией, как жилище самого Бога. "Господь имел меня началом пути Своего.
. ., когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок
вселенной. . . Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его.
. . " (8: 22, 26; 9:1). Дом - раньше земли и полей, ибо те уже вывернуты
вовне, распахнуты настежь, оголены, покинули жилище Премудрости, как блудные
дочери Матери своей. . . Наш обычный дом так же устрояется по образу этого
изначального жилища Премудрости, как сам человек сотворен по образу и подобию
Бога" (М. А. "Дом и душа").
"Гордые певцы сияющих пиков и бушующих волн - сколько
было вылито ими презрения на домашний очаг! Обыватель, погруженный в свой
быт, - кто над ним не глумился, кто не бил стекол в его дому, чтобы гордо
доказать свое уличное происхождение и принадлежность к миру продувному,
"открытому настежь бешенству ветров"! И лишь в дальнем уголке нашей памяти
остался образ мудреца, который так же, как мещанин, бережет покой своего
дома и только из окна созерцает уличное, не участвуя в нем. Есть ли разница
между мещанином и мудрецом? Только та, что мещанин никогда не выходил из
своего дома, а мудрец вернулся в него, обогащенный знанием мира, в котором
он не нашел ничего лучше дома, исконного места своего. Ведь и мир в целом,
если не блуждать по нему вкривь и вкось, а дойти до последних порогов и
дверей, - мир в целом премудро устроен, домашен и домовит. . .
Мещанство не имеет истории. История мудрости - это уход из дома и возвращение
в него. Покинутый и вновь обретенный дом - это уже не просто уют, это удел.
Каждая вещь в нем, увиденная издалека и притянутая тоской, становится откровением.
Мещанин не вылезает из своего дома - мудрец заново обживает его, но тем
самым дом раздвигается для него до объема вселенной; в расположении вещей,
в расстановке мебели, во всем ощущается работа Мысли, знающей отдаленные
пространства и времена и приведшей их сюда. Но внешне их не отличить друг
от друга, обывателя и мудреца, завернувшихся в свои халаты, замкнувшихся
в своих домашних крепостях. У них одинаковые кресла, одинаковое пристрастие
к цветам и занавескам. Путь, который проделал мудрец из дома и обратно,
находится внутри самого дома. Уют и удел - это два покоя, сведенные в один,
и только очень внимательный взгляд ухватит черточку пути, мелькнувшую между
наружным покоем и внутренним успокоением" (В. Н. ""Я - мещанин.
. ." Мудрость мещанства в поэзии А. С. Пушкина").
"В последнее время не только религиозно-этические, но и социально-технические концепции ставят дом во главу грядущего миропорядка. С развитием информационных систем дом становится не только семейной, но и общественной и производственной ячейкой, в его глубину перемещаются те функции труда, распределения, управления и коммуникации, которые раньше выводили вовне и требовали дальних передвижений. Дом принимает на себя роль учреждения, завода, библиотеки, кинотеатра, школы, выставочного зала, политического клуба, склада, магазина. В передовых странах электронное жилище втягивает в себя всю систему городских, общенациональных и даже планетарных и космических коммуникаций; стены опрозрачниваются и, сохраняя комфортную обособленность для индивида, пропускают все необходимое ему, позволяют моделировать в домашних условиях все мироздание. По словам американского доместиканца-футуролога, "распространение электронного жилища. . . указывает на ренессанс дома как центрального института будущего, который будет осуществлять все больше экономических, медицинских, воспитательных и социальных функций" (О. Т. "Третья волна").
". . .Итак, мир становится все более домашним; через рост технических удобств обнаруживается вышний промысел, ибо сказано, что "Бог одиноких вводит в дом" (Псалмы, 67, 7). Разобщенное человечество, разбитое на миллионы одиночеств, состоящее из мучеников некоммуникабельности, теперь вновь соединяется само с собой. Но уже не в уличных шествиях и площадных толпах, а в комнатном одиночестве, которое вдруг становится общительным, праздничным, многонаселенным - друзьями, мыслями, книгами. Через домашнее уединение Бог вводит одиноких в дом всего человечества" (И. К. "Добрые вести из глухих уголков").
"С тех пор, как Адам был изгнан из рая, началась
всемирная история - суровая и беспощадная к человеку. Тернии и волчцы произрастила
она, не насыщая хлебом духовным. Голо и дико, как в степи, жилось на этой
каменистой земле, которая воздавала за труд обильным потом и кровью. Но
подобие Эдема и само пространство его было сохранено в тайне человеческого
жилища. Домосед устроил себе здесь рай по образу того, из которого был
некогда изгнан. Все здесь его согревает и кормит, льнет и опекает, милует
и щадит. И пусть древо познания добра и зла протягивает корявые сучья через
окна и двери и просит, нудит: сорви, попробуй, испытай. Пусть с улиц и
площадей доносится шипение многоглавого змея: выйди, хозяин мира, испробуй
своих богатств, испытай свою власть, и станешь как Бог. Нет, человече,
заткни уши свои и заставь ставни. Ведь еще растет в твоем доме древо жизни,
древо рода, протягивая щедрыми ветвями домочадства плоды мудрости и любви.
Любовь к жене и детям, довольство тем немногим, что досталось от жизни,
но зато именно тебе и было предназначено. . . Не рассыплется черным тленом
этот румяный плод в твоих руках, как рассыпаются лукавые дары познания
и истории: свобода, равенство, сладкие вольности гражданства, оборачиваясь,
по словам поэта, горечью "отравленного хлеба и выпитого воздуха" (Осип
Мандельштам).
Как благословенно устроил Бог: все, что нужно тебе, здесь, близко, а все,
что не нужно - там, далеко. Дьявол же хочет наоборот - втолкнуть тебя в
самую середку чужого: начальственного кабинета, или митингующей толпы,
или веселящейся ярмарки - и подальше увести от кровного, чтобы ты затосковал
и сорвался со стержня-ствола своего. Ибо дом твой, по древнейшему преданию,
и есть райское древо жизни, в сердцевине которого ты пребываешь, пока не
выходишь за порог, в круги ада" (Г. Г. "Теология дома").
"Домовитяне - это не просто
стародавние усталые домоседы, которые воздерживаются от посещения шумных
сборищ, предпочитают звать гостей к себе, избегают дальних поездок и путешествий.
У домовитян преобладает конструктивный подход к домашним делам - это скорее
активное домоводство, чем пассивное домоседство. Они стремятся превратить
свои дома в мастерские, в музеи, в храмы, т. е. сосредоточить в них всю
совокупность жизненных и творческих предназначений, которые обычно распределяются
между узко функциональными общественными зданиями. Там, в театрах и казино,
на заводах и на полях, множество субъектов имеют один предикат: тысячи
людей танцуют, или играют в рулетку, или вытачивают детали, или нагружают
конвейер, или идут за плугом. Здесь, в доме, единичный субъект имеет множество
предикатов: хозяин и слуга, сын и отец, работник и воспитатель, читатель
и творец. Дом - это свернутая в себя бесконечность, это синтез искусств,
наук, ремесел и вер, разбросанных по дальним уголкам цивилизации. . .
Домовитяне исповедуют принцип "многое в малом". Они стараются вместить
в малый объем своего жилища как можно больше сфер знания и общения, центрами
которых являются книги и гости. Домовитяне разработали особый ритуал приема
гостей, которые собираются на кухне, в надышанном тепле, где за мирным
огнем свершается таинство всечеловеческого братства, более подлинного,
чем то, которого добиваются на улицах и площадях. Братство исполняется
только в тепле, только у очага, под крышей одного дома. С древности род
собирался вокруг огня, и в теперешних кухнях совершается это чудо узнавания
и сроднения чужих по крови.
Это же тепло от домашнего очага распространяется не только в пространстве,
привлекая гостей, но и во времени, соединяя потомков с предками. Домовитяне
почитают вещи, доставшиеся им в наследство, и создают для них особые пространства
в интерьере - так называемые пенатотеки, от имени малых римских богов "пенатов",
которые, в отличие от проказливых и беспокойных русских домовых, досаждавших
хозяевам, считались надежными стражами дома. Здесь можно увидеть старинные
часы; увеличительное стекло и книгу, которую любил читать дед; скрипку,
на которой играл прадед... Так восстанавливается древняя традиция почитания
домашних божеств - но не в виде аллегорических изваяний, а в образе доподлинных
вещей, сослуживших добрую службу дому и передающих из поколения в поколение
тепло любви, искренности, взаимопонимания. Дом в представлении домовитян
- это место схождения разных времен и пространств, место встречи близких
и дальних, живых и мертвых, где все они делаются своими друг для друга.
Домовитяне стараются дать своим детям домашнее образование; они редко записываются
в библиотеки, предпочитают иметь необходимые книги у себя под рукой; здесь
же, если условия позволяют, они развешивают картины и размещают пианино,
устраивают спортивную площадку и живой уголок, выделяют место для аквариума
и для ящичка с гербарием. . . Одним словом, дом становится прибежищем той
подлинной культуры, которая изгнана из массового общества. Таков закон
развития мировой цивилизации, тянущейся к домашнему очагу для обогрева
и сближения своих разобщенных пространств: разных профессий, интересов,
мировоззрений. . . Культура на своих высотах всегда творилась в тесных
кружках, дворянских усадьбах - под домашнею крышей, а не под куполом цирка,
где голодная толпа жаждет только хлеба и зрелищ. Культура истосковалась
по домашности, устала от холода космических пространств, социальной отчужденности
и массовидной сплоченности, от авангардистского энтузиазма и модернистского
трагизма, от коллективистской героики и индивидуалистической иронии. Ей
нужен дом - не внешняя, механическая, социальная сплоченность, но семейная,
кровная, родовая близость. Перенос культуры на кухню, на дачу, в квартирный
быт, в комнатную аудиторию - это целая эпоха Вторичного Одомашнивания"
(И. М. "Курс всемирного домоводства").