оглавление

РЕЛИГИОЗНО-ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЕ СЕКТЫ

        Эсхатология - религиозное учение о последних судьбах мира и человека, о том, что должно произойти в конце времен. Известно, что наша беспокойная эпоха, овладевшая секретом ядерного самоуничтожения, не раз грозила подвести гибельный итог всей истории человеческого рода. На этой почве развились тревожные ожидания и предчувствия, получившие в религиозном истолковании эсхатологическую окраску. Дескать, конец мира неминуем, ядерное оружие - это орудие кары и гнева в руках божих. Человечество должно поплатиться за свои грехи, за свою самонадеянность, за то, что посмело бросить вызов богу и переустраивать мир с помощью науки и техники, по велению собственной воли и разума.
        Представленные в этом разделе сектантские воззрения весьма разнородны. Одни - ковчежники - считают возможным спасение в грядущей катастрофе, конечно, только для избранных, к которым они причисляют себя. Образцом для них является библейский праведник Ной, который по указанию бога построил ковчег, - дом спасения для себя и для близких. Вот и ковчежники принялись за построение для себя "индивидуальных убежищ", тратя на это лучшие годы жизни. Но катастрофа не пришла, человеческий род не погиб - вовсе не потому, что спаслись "избранные", а потому, что у всего человечества хватило воли и разума удержаться на краю ядерной бездны.
        Есть и такие секты, которые, готовясь к приходу последних времен, не ищут "живого спасения", а заранее стремятся облечься в одежду "смерти", в скорбь, мрак, наготу ("умруны", "истощенцы" и др.). Среди них выделяется секта "удаленцев", исповедующая атеизм как "знак последних времен", причудливо выворачивающая наизнанку смысл веры и объявляющая священным все нечистое, богопротивное. От религиозно-атеистических сект удаленцы отличаются только эсхатологической направленностью своих прорицаний: поскольку в конце мира "первое становится последним, а последнее первым", следовательно, все религиозные ценности и антиценности должны поменяться местами: истинная вера требует отречения от веры, куча мусора становится жертвенником и алтарем. . . В извращенной форме движение удаленцев отображает действительную переоценку ценностей в современном мире по сравнению с традиционалистским обществом. Но сектантская эсхатология - отражение не столько исторической опасности, нависшей над человечеством, сколько неминуемого кризиса, "последнего времени" для самой религиозной веры.
        В России издавна сложилась своя традиция эсхатологических пророчеств. Некоторые русские мыслители и их западные единомышленники высказывались в том духе, что "конец мира начнется с России", где воцарится "мерзость запустения". Вольно или невольно это мнение поддерживают пустоверцы, которые любят в России. . . не что иное, как пустоту. Для них Россия как бы уже и не должна ждать никакого конца, потому что она сама есть конец всему, а значит - место присутствия божьего. "В пустыне проложите пути Господу", - цитируют они книгу пророка Исайи для подкрепления своей веры в святость пустоты. Их обряды и священнодействия - это в буквальном смысле переливание из пустого в порожнее, а потому вряд ли вообще подлежат содержательному анализу. Пустоверство само разоблачает себя как "ничто".
        Одна из самых причудливых сект - стекловидцы, или просто стекольщики. Их прямая или опосредованная связь с масонством пока еще не подтверждается надежными историческими свидетельствами. Стекловидцы используют иносказательный язык для распространения своих взглядов. Для них "стекло" - это только метафора ясного виденья и прихода последних, "прозрачных" времен. Может показаться, что стекловидцы - это сравнительно безвредная секта чудаков и мечтателей, готовых в каждом "невзрачном" человеке увидеть возможного Спасителя, Мессию. Но такое ожидание ежеминутного чуда, сверхъестественного явления неба на земле может подготавливать почву для массовых религиозных психозов. Установка стекловидцев на "невидимую работу", "прозрачные пути" заставляет относиться к их деятельности с особым вниманием, тем более, что они стараются использовать в качестве "своих" некоторые символы нашей действительности, например, рубиновые звезды Кремля.
        В целом необходимо настойчиво выявлять, какими реальными проблемами и тревогами наших дней питаются эсхатологические умонастроения. Идет ли речь о том, что "конец" уже наступил, или еще можно "спастись", - всякий раз важно подчеркивать, что жизнь или смерть человечества находится в его собственных руках. Угрозе самоистребления цивилизации можно противопоставить только ее же волю к самосохранению.