УДАЛЕНЦЫ (другое название - МУСОРЩИКИ
- апокалиптическая секта, близкая АФЕЯНСТВУ.
Для них отказ от Бога есть главный признак и "призыв" последнего времени.
"Нужно повернуться спиной к Богу прежних религий, чтобы встретить лицом восходящего Бога. Атеизм есть наш поворот от первого Откровения к грядущему Пришествию. Атеизм - это полночь мирового времени, когда лучи первого Христова пришествия уже рассеялись в мире, а рассвет вечного света еще только брезжит в чаянии до конца отчаявшихся. И нужно уподобиться тьме, чтобы вместе с тьмой дождаться рассвета. Ибо не приходит рассвет в полдень, но только во тьму приходит он" (А. М. "Час полночи. Всем искателям Света").
Если чистое афеянство - движение довольно умозрительное, то среди удаленцев большинство - люди малообразованные, чернорабочие; их наставники отличаются грубоватым красноречием. Наиболее компактными группами удаленцы к настоящему времени проживают в Сибири, поэтому сведения о них мы приводим в основном по работе ученых из Улан-Удэ "Религиозные верования народов Сибири. Часть 2. Малые социо-этнические группы" (на правах рукописи):
". . .Удаленцами называются они потому, что ищут Бога вдали от Бога. Священное писание, храмы, догматы, утварь, обряд - все это образ Бога, явленный миру. Но подлинный Бог, который грядет, обретается только там, где еще нет Бога и даже образа Его. Самое несвятое, куда еще не входил Бог, и станет местом Его пришествия. Удаленцы ждут Бога в местах, наиболее удаленных от всех религиозных центров цивилизации. Поэтому большинство их живет в России или переселилось в Россию в 20-е - 30-е годы ХХ века - как страну, где реже всего встречаются храмы, отрекшуюся от веры, поправшую святыни. После того как многие удаленцы в годы беззаконий подверглись высылке в Сибирь, за ними последовали и остальные, считая, что это рука Господня ведет их как можно дальше от света, в средоточие тьмы. Бог явится в торжестве и славе, считают они, а нигде торжество и слава не могут явиться полнее и ослепительнее, чем в месте глухом, дремучем, неосвященном и даже святотатственном. Поэтому удаленцев больше всего там, где меньше всего знаков священного. Они порой объясняют свою миссию как "обратную": если обычный миссионер несет свет веры в среду тьмы и неверия, то удаленцы несут свою тьму и неверие навстречу грядущему Свету".
Удаленцы, как правило, селятся на самом краю обитаемой местности, за что в народе их прозвали еще КРАЕСЕЛАМИ; их дома обычно - на краю села. Но и во всяком другом смысле они тоже держатся "на краю": наделяют священным значением самые отвратительные предметы, самые презираемые занятия, даже физиологические отправления. Перед совершением этого акта они молятся, а в конце его благодарят Бога, и на всем протяжении воссылают молитвы, ощущая свое отправление как священнодействие, благодаря которому тело заново вылепляется из праха, отделяется от нечистоты.
"Испражнение есть самое святое из наших земных призваний, поскольку очищает нас от внутренней грязи. Все виды внешнего очищения, включая омовения тела в разных религиозных культах, - лишь предварительная ступень перед таинством испражнения, которое выворачивает наши внутренности и выводит их гнет и гной наружу. Не так ли и Господь придет испражнить нас от греха, облегчить от смрадной тяжести весь живот души нашей? . . .Молись Господу, когда натугой облегчаешь себя, ибо сама натуга эта и есть молитва нашего тела, есть вопль живота нашего о спасении. И пусть в душе твоей звучит тот же вопль: Господи, помоги, Господи, изнемогаю, - да низвергнется иго живота моего!" (М. Н. "Теология испражнения").
Удаленцы проникают в самые удаленные, забытые Богом, оставленные на последний день уголки бытия - где теснее всего, беднее всего, грязнее всего. По роду занятий они чаще всего бывают дворниками, мусорщиками, работниками канализационных систем, сиделками при лежачих больных. Среди тех немногих, кто еще остался в крупных городах западной части страны, большинство работают чистильщиками обуви, вменяя себе в долг поклоняться грязи, ежедневно сгибаться перед человеческой ношей праха.
"Поклонись ногам человеческим, ибо на них оседает вся мерзость и слякоть земли, - поклонись им и пребывай склоненным, пока продолжаешь свой труд очищения. Если ученый очищает мысль человеческую, поэт - душу человеческую, то чистильщик обуви очищает самое низкое в человеке, а потому и его ремесло удостоено наибольшей благодати среди человеческих забот друг о друге. Высоко парит мысль, еще выше парит душа, но человек, сотворенный из праха, вольно или невольно возвращается в прах каждым шагом своим. Чистильщик обуви поставлен на борьбу с этим простейшим прахом, он есть слуга обыкновенных путей человеческих" (И. Г. "Презираемая профессия").
Вообще самое нечистое вызывает у удаленцев наибольшее благоговение. Одни сделали своей "хоругвью" половую тряпку, другие - носовой платок, как жертвенную ткань, принимающую нечистоты, чтобы очистить внутренние органы или внешнюю среду. Точно так же вызывают у них молитвенное настроение всяческие помойки, свалки, мусорные кучи, которые почитаются как жертвенные места, принявшие массу нечистот ради очищения других мест.
"Каждая нечистота для того и сделалась нечистотой,
чтобы тебя очистить. Всякий сор, гниль, гадость - это жертва, за тебя принесенная.
Молись же Господу, чтобы он принял эту жертву, а не бросил бы тебя самого
в мусорную канаву, в геену
огненную" (М. Р. "О жертвенном значении
мусора"). (1)
Отсюда и еще одно название удаленцев - МУСОРЩИКИ. Они стараются поддерживать постоянное тление в кучах мусора, чтобы готовить его к воспламенению. По их мнению, "на дымящийся мусор, как на жертвенный алтарь, нисходит Дух Господень" (там же).
Как пишет И. В. в сочинении
"Свет во тьме",
"свет
явится с той стороны, где гуще всего тьма. Бог передоверил людям самую
легкую работу по осветлению сравнительно светлых мест Земли: искусство,
науку, политику, воспитание и т. д. Но самую трудную, непосильную для человека
работу осветления злейшей тьмы, очищения мерзейшей нечисти Бог берет на
себя, для чего и понадобится Его последнее пришествие в мир. В смраде и
мраке - вот место, куда ступит на Землю его светоносная стопа".
Каждый, кто встречался с
удаленцами, знает об их подлинном рвении к самой "нечистой" работе, благодаря
которой и делается чистота. Многие видели, с каким религиозным чувством,
молитвенным экстазом в глазах они обходят мусорные кучи, подбивая и уплотняя
их, заботливо отделяя нечистоту от чистоты, чтобы возжечь затем жертвенный
огонь -
"образ
ярчайшего, ярящегося из гнили. Да ведь и огонь есть не что иное, как скорейшее
гниение - он давно уже тлеет в глубине мира, пока языками пламени не вырвется
наружу. Тот медленный тлен, что называется историей, перейдет в мгновенный
тлен, именуемый апокалипсисом. Мир, долго огнивающий по краям, вдруг заогневеет
посередине . . . " (В. Т. "Причастие огня").
Некоторые удаленцы дошли до того, что приняли атеизм "в его самом казенном и безнадежном варианте", т. е. заняли в духовном пространстве место наиболее удаленное от Бога. Они полагают, что атеизм, т. е. внебожие, и есть то мировоззрение, которому первому откроется грядущий Бог, именно потому, что оно отрицает Бога. Вообще удаленцы - одна из немногих сект, которые сознательно программируют смену и эволюцию своих вероучений (в отличие от большинства, которые твердо придерживаются раз установленного). В данном случае - это размеренное, поступательное движение к наибольшему атеизму, к "безверию как апокалиптической вере". Они не идут вслед за Солнцем, т. е. уходящим в прошлое Богооткровением, а движутся в противоположную сторону, к чернеющему востоку, где надеются первыми встретить Солнце нового Откровения. Сибирь для них - "место наибольшей черноты в ожидании Света, наибольшей глуши в ожидании Голоса" (И. В. "Свет во тьме").
В быту они с особенным удовольстием
занимаются стиркой, мытьем посуды, мытьем полов, потому что видят в этом
прообраз божественных действий, очищающих мир, предвестие Апокатарсиса,
т. е. последнего и всеобщего очищения. Некоторые из них предпочитают очищение
огнем, а не водой, и потому не моют продукты, а прямо обжигают их, например,
мясо, - остаток древнего верования о том, что если вначале мир был крещен
водою, то в конце - огнем (ср. 2 Послание Петра, 3, 5-7). Костры, на которых
сжигается мусор, превращается у них в праздничное зрелище, сопровождаемое
особыми жестами "отстранения": многие из них снимают с себя какую-то часть
одежды, чаще всего обувь или головной убор, и бросают в огонь, чтобы "себя
уподобить мусору и призвать на себя огонь очищающий" (В.Т. "Причастие
огня"). Похоронный обряд кремации они предпочитают всем остальным. Некоторые
считают их выходцами из Персии и Ассирии, где распространен был культ огня,
но удаленцы отрицают свою связь с огнепоклонниками. "Мы
почитаем не бога огня, а Бога Огненного, который своим огнем переплавит
мир" (там же).
В целом удаленчество, или
мусорничество, очерчивает ту область на карте современных сект, где "атеистические"
и апокалиптические учения граничат между собой.
_________________________
(1) "Гееной" у древних евреев называлась долина около Иерусалима, где в древности цари-вероотступники совершали ритуальные жертвоприношения языческим богам, а впоследствии сделалась местом городской свалки, где постоянно сжигался мусор. Отсюда евангельское истолкование геены как прообраза ада: ". . .Бойтесь более того, кто может и душу, и тело погубить в геене" (Мтф.,10, 28). Для удаленцев геена есть прообраз не столько осуждения, сколько очищения мира, "огненного духа Божия, сходящего в пропасть мрака".