РЕЛИГИОЗНО-ЛИТЕРАТУРНАЯ СЕКТА
В последнее время разного
рода мистические умонастроения стали процветать и на почве изящной словесности.
В данном случае речь не о том, что писатель выражает в художественной форме
свои религиозные взгляды - это явление хорошо известное и вполне ординарное.
Но то, что сам писатель становится предметом своеобразного религиозного
культа, что вокруг него создается целое вероучение, - это специфическая
особенность нового сектантства. Культы такого рода уже возникли вокруг
Пушкина, Достоевского, Блока, Хлебникова, Есенина, М. Булгакова, В. Высоцкого.
Мы остановимся на первом и важнейшем из них - пушкинианстве.
Пушкинианство как религиозное
учение следует отличать от пушкиноведения как научной дисциплины и от пушкинизма
как направления в литературе и эстетике. Известно, что творчество Пушкина
в нашей стране пользуется огромной любовью народа, его имя окружено волнующими
легендами. Однако нельзя умолчать и о крайностях, извращениях в трактовке
образа Пушкина: неумеренное поклонение ему доходит до степени религиозной
экзальтации. Допустимо ли, если известный пушкиновед, уважаемый студентами
преподаватель, восклицает на одной из лекций: "Пушкин.
Пушкин. . . Пушкин - это религия!" Разумно ли, когда известный писатель
в одной из статей провозглашает: "Мой бог - Пушкин",
и дальше берется доказать это на деле: "Пушкин похож
на бога. . . Ему было суждено стать той духовной основой, которая объединяет
народы. Глазами Пушкина мы смотрим на мир, по-пушкински чувствуем, по-пушкински
думаем. Пушкин - отец наших душ".
"Отец наших душ". Так нетрудно
договориться и до "Первотворца", "Отца небесного" и т. д. - но таким ли
был наш земной гений? Художником он был величайшим, но вовсе не той сверъестественной
личностью, которая вырастает со страниц многих "пушкинианских" сочинений.
В результате вместо понимания Пушкина мы получаем еще одно богоискательское
построение, чуждое не только литературной науке, но и светлому, земному
гению самого Пушкина, не терпевшего мистического тумана и метафизического
глубокомыслия, с юности бравшего "уроки чистого афеизма".
В нашей печати уже подвергалась
резкой и справедливой критике книга В. С. Северцева "Судьба гения", в которой
многие факты биографии Пушкина даются в мистическом освещении, и даже само
имя его, "боевое, как пушка, и легкое, как пушок", прочитывается как "Слово,
по образу и подобию которого сотворена Россия". А как отнестись к заявлению
того же автора, что "Пушкин - это самопознавшая себя
жизнь, не исчерпаемая никакими мыслями и делами"? Пожалуй, идеалист
Гегель позавидовал бы емкости этого определения и применил бы его к своей
Абсолютной Идее.
У ряда авторов значение
Пушкина вообще выводится за рамки культуры и поднимается в сферу культа,
в котором сохраняются типические приметы всех религиозных культов: идея
страдания и жертвы, греха и искупления, к которым прибавляются "языческие"
мотивы: любовь, творчество и красота в их роковых взаимоотношениях. Творчество
Пушкина, оптимистическое и жизнелюбивое, гармоничное по форме и революционное
по содержанию, растворяется в абстрактно-моралистических понятиях: "печаль",
"надежда", "мудрость", "заклинание", "осенение", "всечеловечность" и т.
п.. Пушкина окутывает туман стоической и скептической философии, а вокруг
его чела сияет нимб христианского святого, поскольку христианство якобы
восторжествовало в итоге "земного пути" Пушкина (выражение, отдающее ладаном,
- ведь никакого другого пути, кроме земного, и быть не может).
И вот уже наш "доброжелатель"
из-за рубежа подсказывает такую интерпретацию:
"Пушкинианство с его апологией "осени", "ясности",
"печали" - это, несомненно, языческое верование, но оно близко предхристианским
умонастроениям стоиков. . . В условиях советского атеизма пушкинианство
представляет собой один из "возвратных" ходов к утраченной христианской
вере, своего рода заменитель, пользующийся официальной поддержкой, хотя
и без тех крайностей экзальтации, в которую впадают иные обожатели своего
кумира. Пушкин для них - национальный Христос".
Так пишет Джордж Стайн в
статье "Новая русская религия". И это опасный симптом: пушкинианство уже
начинает восприниматься за рубежом как один из симптомов "краха" нашей
системы научно-материалистического мировоззрения. Задача подлинного литературоведения,
вообще гуманитарной науки, совпадающая с установками научного атеизма,
- полностью вернуть Пушкина нашей художественной культуре, ее славным гуманистическим
традициям.