РЕЛИГИОЗНО-МЕЩАНСКИЕ СЕКТЫ
Термин "религиозно-мещанские"
может вызвать недоумение у верующих. Мещанством мы называем косный, застойный,
бездуховный уклад жизни - как же он сочетается с "духовностью", с рели-гиозной
верой? В том-то и дело, что религия, стремительно утрачивая свои позиции
в современной действительности, легко откатывается в сторону той самой
"бездуховности", которую раньше горячо обличала. Человек "придуривается",
недобросовестно выполняет свои обязанности, подводит коллег по работе -
но при этом желает оправдать себя в собственных глазах, да не просто, а
по высшему счету. И вот оказывается, что он не обманщик и тунеядец, а "дЁрик"
- нечто вроде современного юродивого. Он нарочно "глупит", создавая помеху
для "безбожной" власти и рациональных средств ее утверждения. Он выворачивает
наизнанку привычные понятия, "по рассеянности" путает и искажает переданную
информацию, потому что "глупость мира сего - это и есть премудрость божья".
Нет, дурики не вредители, как объявили бы в 30-е годы, - они "попустители",
они дают повсюду проникать хаосу, не предпринимая ни малейших попыток его
обуздать.
Еще недавно провинция изо
всех сил старалась подражать Москве - теперь сами москвичи, вообще жители
крупных городов стремятся походить на провинциалов. Казалось бы, мало ли
какие зигзаги делает мода, особенно молодежная! Но ведь и здесь обнаруживается
тот же самый парадокс, перевертыш, что и в случае с дуриками: у так называемых
"прЬвов" бедность одежды и слов, нищета духа выдается за добродетель. Юродивые
наших дней уже не носят рваное рубище, а появляются на улицах в громадных
серых кепках, в болотных сапогах, во всем обмундировании провинциального
универмага. И при этом опять-таки не обходится без мистической "подначки":
дескать, "наша одежда - зеркало вашей души. Взгляните на свою собственную
серость". Трудно сказать, где здесь, по пословице, уничижение переходит
в гордыню.
И вот на арену. . . не меньше как истории выходят
сами "серые". Сколько их было уже в прошлом: белых, зеленых, коричневых,
черных. . . Серые, кажется, впервые. И ничуть не чинясь, объявляют свое
малодушие, пассивность, соглашательство - "жертвенной чашей искупления",
которую история должна выпить до дна, прежде чем "прекратится ход времени".
Будто бы вся история - это сплошная литургия, в которой они, "пассивисты",
принимают на себя страдания за грехи человечества, "сораспинаясь со Христом".
По логике "серых" получается, что не истинные герои и борцы, а бесцветные
обыватели глубже выражают дух истории и возводят ее "в чин таинства", поскольку
"побежденный всегда прав". Такова эта беспрецедентная по откровенности
теология пораженчества.
Религиозно-мещанские секты
следует отличать от религиозно-бытовых. "Бытовики" исповедуют те ценности,
которые можно признать общечеловеческими, хотя это ценности низшего, материального
уровня (пища, дом, вещи), которые лишь с огромной натяжкой выдаются за
"религиозные". "Мещанцы", напротив, исповедуют антиценности, выворачивая
наизнанку все то, что именуется "простой человеческой нравственностью"
(Маркс). Поэтому лучшая критика мещанства, возведенного в религиозную добродетель,
- апелляция к тем подлинным ценностям, которые близки и понятны сердцу
каждого человека: разум, доблесть, красота, справедливость.