ПРОВЫ
Провы - представители "нового" стиля жизни, основанного на сознательном провинциализме. Утверждают, что советский образ жизни глубоко провинциален по отношению и к Западу, и к Востоку.
"Наша страна - огромная провинция. . . Откуда ни взгляни - мы сплошная глубинка: европейская часть - глубинка Европы, Сибирь - глубинка Азии. Сюда стекается и здесь оседает все, потерявшее цену, блеск и новизну. Единственное, что мы подарили миру, - это мироощущение провинциалов" (П. А. "Далеко от Парижа").
"Парадокс этой философии провинциализма - в том,
что она создана жителями столицы. Самоназвание группы построено на оксимороне:
"МОСКОВСКИЕ ПРОВИНЦИАЛЫ". Они пропагандируют особый стиль одежды и поведения,
который в присущей им застенчиво-броской манере именуется "стершийся блеск".
Многие предметы гардероба закупаются ими прямо в провинции, в сельских
универмагах - начиная от кепок, ушанок, широкополых шляп и кончая вышитыми
косоворотками. /. . ./
Отличие пров-стиля от ретро-стиля не всегда легко обнаружить; но в целом
ретро ориентируется на европейские образцы прошлых десятилетий, а пров
- на современные отечественные. "Провы" носят исключительно новую одежду,
так сказать, "с иголочки", что должно обнаружить захолустность самого покроя,
устарелость пошивочных моделей. Овсяного цвета крупноклетчатый пиджак фабрики
"Луч", густо надушенный одеколоном "Шипр", - образец провинциального шика.
Если в молодежной культуре 70-х гг. господствовал принцип: "роскошная нищета",
дорогие потертые вещи, оснащенные прорехами и прочими знаками бедности,
- то провы 80-х выдвинули принцип прямо противоположный: "дешевый шик",
знаки стандартного благосостояния, указующие на его пошлость и убожество.
/. . ./
В разговоре провы употребляют готовые книжные конструкции, почерпнутые
примерно из "Роман-газеты" и библиотечки старого "Огонька", - причем подчеркивают
свое ироническое отношение к этому литературному жаргону, без которого,
однако, не могут или не хотят обойтись" (Л. Б. "Заметки о пров-стиле").
"Мы по-настоящему любим провинцию - и хотя стыдимся
ее, но знаем, что нам от нее никуда не деться. Вокруг нас такое изобилие
бездарных вещей, не имеющих формы, цвета, значения! И как некоторые виды
живых существ меняют свою окраску в зависимости от среды, - так и мы приспосабливаемся
к своему окружению. Однако это не приспособленчество. Мы хотим, чтобы в
нашем лице среда узнала себя - и быть может, отшатнулась от своего подобия.
Мы создаем собирательный образ страны - зеркало, в котором каждый мог бы
увидеть себя: отставшего от времени, распаренного, пиджачно-шляпного, резиново-соломенного,
впопыхах догоняющего. . . Дух провинциальности не выветрится из нас еще
по крайней мере несколько поколений - как запах нафталина не выветривается
из одежды, долго пролежавшей в шкафу, сколько потом ни души ее абстрактными
духами. Среда лепит нас, - мы ее живые скульптуры, ее взгляд на себя, вгоняющий
в краску стыда.
Конечно, мы сильно запаздываем, и модники на Арбате выглядят современнее.
Но разве провинция не отстает всегда от столиц? Кому-то нравится все время
быть в авангарде - а мы арьергард современности, ее глубокий тыл, ее защитный
панцирь. . . При малейшей опасности, будьте уверены, эта многоголовая тварь
втянет голову обратно. Опять запрячется в свои лапти, ватники и шинели.
Да она и не выходила из них никогда: посмотрите на эти наклоны шей, пожатия
плеч, шарканья ног. . . Внюхайтесь в этот запечный запах, где-то между
щами и паутиной.
Раньше мы изо всех сил старались выглядеть столично - и от этого впадали
в еще худшую провинциальность. Теперь мы нашли свой стиль - и арбатская
молодежь уже кое-чему учится у нас. Москва - ведь это, в большом масштабе,
тоже провинция, и мы, провинциалы, напоминаем ей об этом. Мы не просто
провинция - мы ее самосознание. Если в провинции люди стремятся походить
на жителей столицы, то мы, живя в столице, стремимся походить на провинциалов.
Этим мы хотим выразить свою привязанность к провинции и благодарность ей"
(П. У. "В глубине Москвы").
"Пров-стиль, при всей своей внешней непритязательности,
имеет свое мистическое, если угодно, религиозное обоснование. Я беседовал
с одним из тех, кто в свои двадцать лет появляется на улице в широкополой
велюровой шляпе и темно-коричневом пиджаке с темно-зеленым галстуком. "Мы
не любим гордых, - сказал он. - В такой одежде я ничем не лучше других.
А почему я должен выделяться? Красота - это где-то там. А здесь нас украшает
скромность. . . "
Провинция для провов - это судьба человека после "грехопадения": у него
тусклое лицо и тусклая одежда, он как бы мимикрирует под цвет той земли,
возделывать которую был осужден. Поэтому во всей эстетике пров-стиля преобладают
землистые оттенки: бурые, серые, иногда с рыжеватым или зеленоватым ("плесенным")
оттенком. В одной из их песен поется: "мы плесень земли, мы песня крота.
. . "
Для провов провинция - это не просто город или страна, это целый мир "на
отшибе", место обитания "Богом забытого" человечества. Ведь и солнечная
система, по их рассуждению, это провинция в нашей галактике, и галактика
наша - одно из самых провинциальных мест во вселенной. А уж Россия - окраина
окраин. . . Судьба России космична именно в силу ее провинциальности.
Да и все человечество, вот уже две тысячи лет покинутое Богом, томящееся
во тьме и неизвестности, не посещаемое откровениями высших миров - разве
человеческий род не провинция в мире духовных существ? Где-то там, вокруг
Божьего престола, сияют огни, раздается райская музыка, и духовные существа
устремляются навстречу друг другу в вихрях божественной радости, в играх
и пениях званого пира. А на Землю долетают только смутные отголоски того
празднества, как из-за плотно закрытых дверей. . .
Провинция - судьба нашего мира. Вот почему здесь, в России, мы глубже всего
переживаем мистический смысл всечеловеческой провинциальности" (Т.
П. "Мистика провинции").