КРОВОСВЯТЦЫ, или КРОВОСЛАВЦЫ
Ближайший исток этого движения удается проследить с обряда почитания
мест, отмеченных обильным пролитием крови, - крупных битв, массовых захоронений.
От обычной ритуальной практики воздавания чести умершим кровосвятчество
с самого начала отличалось своим преимущественным интересом не к индивидуальным
заслугам покойных, а к самому месту их захоронения, которое считалось тем
более священным, чем больше оно впитало крови. Первоначально ритуалы такого
рода проводились в рамках официальных мероприятий: движения следопытов
по следам боев, встреч пионеров с ветеранами войны, создания музеев ратной
славы, и т. д.
Некоторые исследователи
считают решающим признаком кровосвятчества акт произнесения клятвы (присяги)
у мест пролития крови (сюда относятся не только захоронения, но и места
боев, казней, расстрелов, мученичеств). Ядро клятвы - верность памяти погибших
и готовность пролить за них свою кровь. Большинство исследователей, однако,
усматривают решающий признак в ритуальном пролитии своей собственной крови,
скрепляющем клятву или даже заменяющем ее произнесение. Присоединить каплю
своей крови к морю пролитой - это само по себе означает "породниться
с человечеством, покоящимся в могилах" (Н. А. "Наше красное знамя").
Знаменательно, что кровосвятцы
на своих полотнищах цвета крови не изображают никаких государственых знаков,
включая серп и молот. "Чистая кровь, без разделов
и границ, проливается в мире. Древнейший из всех - завет слияния кровей"
(Л. В. "Миф о Каине и Авеле в исторических судьбах человечества"). У кровосвятцев
знамена сплошного красного цвета, и на каждом несколько подлинных капель
крови, выдающих себя забуревшим пятнышком. Каждый, вступающий в союз кровосвятцев,
дает каплю своей крови для стяга - это основа их ритуального посвящения.
Свою символику они объясняют
с позиций так называемого "кровного единства".
"Чья это кровь в красном цвете полотнища? Тех, что
несли его, или тех, чью кровь они проливали? Борцов или жертв?
- Две крови. Две слившиеся, спекшиеся в одном цвете крови. Символ слияния
всех кровей, на которых замешена история. Капля алчет другой капли, и кумач
- это только эстафета кровей, короткий зов крови пролитой - к той, что
еще обращается в сердце" (Н. А. "Наше красное знамя").
"Каин - грешник. Авель - праведник. Но для того, чтобы пролилась кровь жертвы, необходим жрец. Кто прав, а кто виноват в этом мире? Права и свята только сама кровь. Каин и Авель - братья по крови. Случайно ли это? Нет, жрец и жертва - всегда братья по крови. Тот, кто проливает кровь, и тот, чья кровь проливается, - братаются самою кровью. Кровь - это знак и вещество братства" (Л. В. "Миф о Каине и Авеле. . . ").
Среди кровосвятцев выделяются два направления - условно говоря, христианское и языческое.
"Кто начинает великое кровоосвящение? Тот, кто говорит:
вот моя кровь, пейте ее? Или тот, кто совершает пролитие чужой крови? Распятый
или распинающий?
Иногда среди наших братьев раздаются взаимные упреки: дескать, какие же
вы кровосвятцы - вы милосердцы, овцы безропотные, на заклание себя отдающие.
А другие говорят: какие вы кровосвятцы, вы ордынцы дикие, насильники, кровь
расхищающие из нашего стада. Но разве должны мы препираться? Разве не едины
мы в том, что каждый, дающий свою кровь, должен и брать ее, а каждый берущий
- должен отдать? Разве не сливаются наши крови на стягах? Как кровь течет
в жилах человека по венам и аортам, так течет она и в сосудах человечества:
от одного берется, другому дается, но через каждого из нас проходит это
русло кровообращения. Кровосвятцы осуществляют циркуляцию крови в организме
всего человечества, и если бы это круговращение вышло из круга и направилось
бы в одну сторону, наступила бы страшная болезнь - оскудения и загнивания
крови" (В. Р. "Новое учение о крови. К преодолению жертвенничества").
Считая себя свободным от национальных пристрастий, кровосвятцы, тем не менее, особо почитают русскую землю, как обильно политую кровью. "Земля наша кровью славится, потому - кровославные мы" (В. Б. "О погибели и воскресении земли русской"). Здесь ожидают они и самых богатых всходов - плодов братства, даров любви.
"Разве только трупы ложатся в землю? Нет, и души
в ней погребаются, вместе с кровью они пропитывают землю, одухотворяют
ее посевы и всходы. Разве не чувствуете вы пар небесный, высоко восходящий
над Русью? - это кровь ее вопиет к нам на каждом шагу, в каждом клочке
земли. . . Вечно жаждущая земля, с воспаленными, растрескавшимися губами.
. . Кто пронесет мимо губ родной матери свою живую, доверху кипящую чашу?
Расплесни ее, напои вскормившую тебя землю!
. . .Вы боитесь даже вида крови, предпочитая, чтобы она скорее загнила
в ваших жилах, чем выплеснулась из переполненного сосуда. Вы, поколение
бескровных, не знающих земли, видите в ней только сухую россыпь песков
- а ведь это красная глина, "адама" (1), из которой, по преданию, был вылеплен
первый человек, Адам. Вы задумывались, отчего эта первозданная глина -
красная? И кто заповедал вам, вослед великому самопожертвованию Творца,
проливать свою кровь?" (И. Г. "Ночь творения").
Особенно почитается русская
кровь, пролитая в других странах, освятившая братский союз земель, породненных
этой "влагой жизни".
"Мы чтим пролитую в прошлых войнах кровь, мы целуем
эту святую, смертельную и бессмертную землю. В нее больше вложено человеческого,
чем во многих из нас - вялых, малокровных. Они, наши предки, до срока полегшие
в землю, своими неосуществленными жизнями наполнили мир какой-то витальной
силой, которой мы, их дети, воспользовались. Мы прожили их молодость, их
любовь, их зрелость, их открытия, - в этом, право, есть некий вампиризм.
Их кровь переселилась в нас, мы младенцами вскормились на утихших полях
сражений. И вот теперь, по мере того, как шли вялые десятилетия, потреблялась
нами, иссякала энергия наших отцов, иссыхала земля, уже не в состоянии
держать всю тяжесть мирного свода, - и тогда в бой вступили наши отроки.
Они сели в бронетранспортеры и отправились в Гиндукуш, кочевали по пустыням
Регистана, сражались в ущелье Саланг. Существование нашего поколения -
в этом кратком зазоре между пролившими страшную кровь отцами и детьми,
занимающимися войной, борьбой, предельно жестким и кровавым государственным
делом. Их кровь уже питает семена будущих поколений" (А. П. ". .
.Вспоенная твоею кровью, созреет новая любовь").
Некоторые христианские общины,
также примыкающие к движению кровосвятцев, держатся обособленно, поскольку
признают святость традиционного водного крещения. В отличие, однако, от
христиан воды (церковных), они называют себя христианами крови, поскольку
именно крещение кровью считается у них высшим и отделяет их от остального
христианского мира. В свое оправдание они приводят слова апостола Иоанна
из его Первого послания: "Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию
и Духом, не водою только, но водою и кровию . . . Три свидетельствуют на
небе: Отец, Слово и Святой Дух. . . И три свидетельствуют на земле: дух,
вода и кровь. . . " (5, 6-8).
Иоанновы христиане, хранящие особый дух верности этому апостолу и его заповеди
третьего, кровавого крещения, чаще именуют себя "кровославцами", а не "кровосвятцами".
Они считают, что пришли не освятить кровь, и так уже превечно освященную
Христом на Голгофе, а только прославить ее перед миром. По их учению, весь
остальной христианский мир уже давно отпал от Христа, потому что
"устраняется
от страдания и боится крови, если же проливает ее, то не именем Христовым
и не ради Христа. /. . ./ Для христиан первых веков не было нужды в особом
обряде, потому что вся жизнь их протекала под угрозой мученичества. Они
не только пили кровь Христову во время причастия, но и поили землю своею
кровью, вослед Христу, который сошел на каменистую, проклятую от Бога землю,
чтобы напоить и умягчить ее своею кровью, чтобы произрастали от нее не
тернии и волчцы, но семена царствия небесного. В последующие века крест
и Голгофа ушли из жизни подавляющего большинства христиан, а с ними - и
тайна третьего свидетельства. Но путями тысячелетнего предания эта тайна
дошла до наших дней и была включена христианами крови в таинство их крещения.
Пролитие крови в землю - для них такая же необходимая часть таинства, как
и погружение в воду. Этим они как бы сводят воедино начало и конец земного
призвания Христа: от купания в Иордане до распятия на Голгофе. Христиане
воды только начинают свершать свой путь с Христом, но не доходят до конца,
они вступают в Иордан, но не поднимаются на Голгофу. А ведь Христос пришел
- и открыл путь спасения - "не водою только, но водою и кровию", как специально,
во избежании половинчатых толкований, предупреждает апостол" (К.
Л. "О бескровных христианах - братьях по Духу").
Некоторые христиане крови, приняв водное крещение, особым острием, "гвоздем римлянским", наносят рану на левой ладони, и пока кровь стекает в землю, читают тексты из Нового и Ветхого Завета, относящиеся к святости крови и искупительной жертве Христа. Другие считают, что крещение кровью не есть единовременное действие, но "постепенное" таинство всей человеческой жизни.
"Каждый сын человеческий должен найти свою Голгофу. И вся жизнь есть поиск этого места, уготованного тебе, места грядущего храма крови твоей. . . Вся жизнь человеческая - только поиск незримого алтаря, купели алчущей для третьего крещения" (из книги "Крещение кровью. История, учение, ритуал").
Некоторые кровосвятцы близко стоят к союзу ГРЕХОВНИКОВ и принимают Адов Завет.
_________________________
(1) "Адама" в древневрейском языке означает "земля", "глина", "прах" (см. Бытие, 2, 7).