ХАЗАРЯНЕ (ХАЗАРИАНЕ)
- приверженцы единоверия, которые опираются на религиозные традиции
хазарского каганата и считают своим долгом соблюдать преемственную связь
с иудаизмом как основой всех монотеистических вер.
В хазарском государстве
жили представители трех вероисповеданий. Количественно преобладали мусульмане,
следом за ними шли христиане. Но сам царь, присвоивший себе титул "кагана",
первосвященика, придерживался иудаизма, как и ближайшее его окружение.
Таким образом, в социальном срезе общества сохранялась историческая последовательность
возникновения религий: иудаизм -христианство - мусульманство. Иудаистское
начало возносилось во главу - остроконечная вершина пирамиды. Ниже следовала
социально более широкая и исторически более поздняя середина: христианство.
В основании лежало последнее по времени мусульманское вероисповедание.
Хазаряне полагают, что в
истоках русской государственности и в глубине русского миросозерцания лежит
"тайна духа иудейского", "сокровище Израилево". Исторически это опосредовано
существованием огромного хазарского царства на территории нынешней России,
общностью географического ареала и непрерывным взаимодействием племен.
Вот что пишет Н. Я. в книге "О религиозных основах русской государственности":
"Древнерусская идеология на переломе от язычества
к христианству исполнена многих тайн. Есть все основания полагать, что
принятие христианства было подготовлено иудаистскими элементами этой идеологии
- и хотя впоследствии вытеснило их на определенный период, впоследствии
возродилось в идее "народа-Богоносца" и "священной русской истории". /.
. . /
Киев с незапамятных времен находился в тесных торговых и культурных связях
с хазарским каганатом. Первоначальное название поселения, впоследствии
вошедшего в историю как Киев, - "Шабат", т. е. суббота. Это название произошло
от обычая хазарских купцов по субботам устраивать базар на берегу Днепра
для язычников, "гоев". Рядом с Киевом протекала река Израйка. По достоверным
источникам, матерью князя Владимира и, следовательно, супругой Святослава
(по крайней мере, его любимой наложницей) была хазарка. Да и сам титул
Владимира - "каган" - был заимствован у хазар. Святослав и его сын, креститель
Руси, считали себя наследниками хазарской государственности".
Хазарский каганат пал под ударами киевского князя Святослава более тысячи лет назад. Но, как считают хазаряне, при всяком историческом контакте народов силы действия и противодействия уравновешиваются, и побежденные определяют дух и судьбу своих победителей в той же степени, в какой и сами зависят от них. Военно-политическое преобладание одной стороны может компенсироваться духовно-культурным воздействием другой.
"Народ, побежденный физически, оставляет свой след в духовном укладе победившего народа. Иначе как объяснить, что Московская Русь, едва избавившись от татарского ига, тут же перенимает административную систему Орды; русская армия, одержав победу над Наполеоном, заражается идеями французской революции; а Сталин, уничтожив Гитлера, тут же усваивает его националистическую стратегию и враждебность к евреям?" (А. В. "О законах исторических взаимодействий").
"Павшее хазарское царство передало совсем еще молодому
языческому народу такие начала религиозного миросозерцания, которые бессознательно
держатся до сих пор, однако нуждаются в постоянном сознательном обновлении,
как неотъемлемая часть духовного наследия России. Следы татарского нашествия
прочно вписаны в историческую память нашей страны и до сих пор - не всегда
благотворно и созидательно - сказываются на ходе ее истории. Хазарские
вкрапления в русскую культуру не столь заметны - но лишь потому, что неотделимы
от самой ее субстанции, столь зыбкой в дохристианскую пору, что она жадно,
как губка, впитывала в себя все окружающие влияния. Близость такого религиозно
сознательного и оформленного государства, как каганат, где под началом
царя-первосвященика мирно уживались все три монотеистические веры, не могло
не сказаться на смутном, только что пробуждающемся от языческих суеверий
и жаждущем Богооткровенной истины сознании Киевской Руси. То, что спустя
24 года после падения каганата на Руси было принято византийское христианство,
не упразднило более ранних религиозных тяготений русской культуры, но поставило
их в подчиненное положение, вытеснило вглубь подсознания, откуда они по-своему
определяли дальнейший ход исторического развития. . .
Так, известная веротерпимость русских в эпоху жестоких религиозных войн
восходила к опыту мирного сосуществования вер в каганате. Там же укоренились
идеи мессианского предназначения русской нации и одновременно - интернационального
братства народов, идущих к общей всемирно-исторической цели. Те парадоксы,
которые кажутся неразрешимыми в изолированном бытии русской культуры, получают
свое объяснение в духовном наследии хазар. Вера в избранничество своего
народа - и терпимое, отчасти покровительственное отношение к другим народам
и верам./. . ./ Даже стремительное распространение коммунизма, казавшееся
чудом в крестьянской стране, - оно тоже давно было подготовлено иудаистско-апокалиптическим
складом мышления, чаявшего мессианского царства и конца истории. То, что
в сознании выступало как марксизм, в подсознании вырастало из хазарства.
Такова точка смыкания иудаистского фона Марксовой биографии и хазарского
фона российской истории. . . Наконец, установка на объединение разных народов
и вер в рамках одной государственности, что привело к созданию сверхдержавы
ХХ века, - в этом тоже сказалось завещание Хазарии своему младшему отпрыску,
впоследствии далеко простершемуся за первоначальные пределы" (В.
Ш. "Марксистская концепция государства и хазарский каганат").
". . .Речная колыбель, возлелеявшая русский народ, покачивалась на руках Хазарии, первого великого приволжского государства. Недаром говорят, что вода - это память, и через реки передается наследие одного народа другому - в пространстве и во времени. Время вытекало из хазарской истории и втекало в русскую по руслу великой реки. Оттуда, с Волги, из древних хазарских стойбищ, из округи бывшей столицы Итиль (ныне Астрахани), вихрем проносились на север все революционные движения, вдохновленные мечтой о царствии Божьем на земле, о слиянии власти царя и первосвященника, о возрождении престола Давидова и восстановлении храма, который превратил бы русских в народ священников, о построении такого государства, которое было бы сильно верой в справедливость и выполнением вековых чаяний богоизбранного народа. Оттуда, с Волги, с ее широких степных берегов, докатывалась до Москвы и Петербурга исконная русская удаль, дух приволья и мятежа, оттуда приходили все великие революционеры - от Разина и Пугачева до Чернышевского и Ульянова. . . " (Л. Б. "Судьбы Волги").
Свои концепции хазаряне основывают на двух документах, не столько настаивая на их исторической достоверности, сколько оценивая в них "правду исторического чутья" и "глубину религиозного свидетельства". Это, во-первых, так называемое "Завещание Кузари", известное по самиздатовским перепечаткам из неуказанного источника, и, во-вторых, "Видение Святослава", дошедшее в составе одной поздней летописи. Приводим отрывки из несомненно поддельного "Завещания Кузари" (Хазарского царя):
"Ничто не оживит эту угрюмую степь, пока не загорится
над ней звезда Давида.
На окраину мира донесли мы Авраамову веру, стойбище его стад у Желтой реки.
. . (так хазары называли Волгу - Сост. ).
Христиане утверждают, что их Бог - сын нашего Бога. Поэтому мы должны относиться
к ним как к детям нашим, а к мусульманам - как к внукам нашим. Кто презирает
иноверных, верящих в нашего Бога, тот чуждается потомства своего и будет
искоренен из памяти, как нерадивый отец и безголовый (так буквально - Сост.
) дед.
Пусть в судах будут иудеи, как судит наш Бог. Пусть воюют мусульмане, как
приказывает их пророк. Пусть ищут себе милости христиане, ибо им не надлежит
ни судить, ни воевать.
Не притесняйте иноверных - и не сливайтесь с ними. Будьте корнем, достойно
несущим свои побеги.
Мы кочевали год и видели одно. Мы кочевали три года и видели одно. Одна
земля должна принадлежать одному Богу.
Не жалуйтесь, что живете в пустыне, и не ищите цветущих мест, где, как
мухи, липнущие к сладкому, кишат другие народы. Евреи получили Откровение
в пустыне. Не бойтесь пустоты - Бог сам наполняет ее. В пустыне получите
вы Утешение.
Ждите опасности с севера, как учил Даниил.
Царства преходят, но не преходит Царь. Чем обширнее царство, тем больше
нуждается в едином Царе. Как бы ни расширялось наше царство, только вера
в Шаддая может скрепить его.
Кто разрушит это царство, воздвигнет его в сердце своем.
На север - до русичей, на юг - до Иерусалима: одна земля, а в середине
- Гора Спасения (Арарат - Сост.), на которой остановился ковчег.
Равнина без Горы - ниже преисподней.
Кто пройдет до конца хотя бы одну из дорог, возвратится к началу".
Хазаряне усматривают в этом
апокрифическом Завещании пророчество о судьбах России, которая, перестрадав
разными верами и их отрицанием, обратится к чистейшему источнику веры,
скрытому в древнем единобожии. Соломонова звезда уже сияет повсюду в просторах
России - возносится над городскими стенами, колышется на знаменах, сверкает
с кремлевских башен. Придет пора, считают они, и для Давидовой звезды,
которая увенчает шестым лучом это сиянье. Луч милосердия воссияет в звезде
всесилия.
Хазаряне считают, что знаком
вступления мира в эпоху единоверия будет превращение "могендовида" (шестиконечной
звезды) в государственную эмблему России и восстановление прямой исторической
преемственности от Хазарского каганата.
"Поначалу введение шестого луча в эмблему будет мотивироваться примерно так же, как появление пятиконечной звезды, - необходимостью включить шестой материк, к тому времени уже освоенный и отчасти заселенный, в братский союз народов всей планеты. Впоследствии выявится религиозный смысл этого нововведения. Если звезда Давида, состоящая из двух, вверх и вниз обращенных треугольников, как бы объединяла стремление человека к Богу и снисхождение Бога к человеку, то в эпоху Соломона это единство распалось, милость Бога не встречала ответной любви и почитания, а потому из звезды выпал один луч. Пятиконечная, она превратилась в символ многобожия и многоверия, стала служить магическим инструментом власти царя над миром злых духов. Эмблема господства: пять лучей - пять пальцев, простершихся в бесконечность и сжимающих вселенную. Восстановление шестиконечной звезды - знак возобновленного завета Бога и человека" (Г. Ш. "Новый луч").
Что касается "Видения Святослава",
то оно было опубликовано на языке оригинала в "Славянском Ежегоднике",
выходящем в Вене. В комментарии указано, что подлинник хранится в частной
коллекции, обладатель которой пожелал остаться неизвестным. Время создания
рукописи условно датируется поздним периодом царствования Петра Первого,
когда вновь актуальным становится вопрос о выборе религиозного пути для
России.
"Видение Святослава" - произведение
достаточно традиционное для жанра средневековых видений. Оно описывает,
как нечестивый князь, отвечавший насмешками на призыв своей матери, первой
русской христианки княгини Ольги, принять веру Искупителя, был тяжело ранен
в битве с печенегами и вскоре умер, успев передать одному из сподвижников
посещавшие его видения загробной жизни. Среди них одно резко выпадает из
визионерского канона, и можно думать, что оно и послужило главной причиной
создания этого апокрифа, призванного повлиять на ход возможных религиозных
реформ при Петре (царь не успел их провести в полной мере: он устранил
патриаршество, но не объединил в своем лице царя и первосвященника, - так
далеко простирались его замыслы).
Перед Святославом прошли
страшные картины ада, в котором терзаются нечестивцы. Затем чей-то сладостный
голос увлек его за собой, и князю открылась чистая равнина, по которой
гуляют праведники. К нему приблизился один, с низко опущенной головой,
в котором он узнает убитого им семь лет назад хазарского кагана.
Святослав задрожал, увидев
на шее кагана глубокий надрез, из которого еще недавно сочилась кровь.
Каган нагнул голову ниже, и тогда Святослав увидел золотую корону в форме
шестиконечной звезды. Святослав отпрянул, опасаясь возмездия, но каган,
не говоря ни слова, наклонился еще ниже, снял корону и водрузил ее на голову
Святослава, так что русский князь едва не упал под ее неимоверной тяжестью.
Мгновенно каган исчез, а Святослав, напутствуемый все тем же сладостным
голосом, прошел, влача корону и не смея поднять голову, невдалеке от престола
Господня, вскоре очнулся и, передав увиденное, тут же умер. Запись его
видения будто бы долго хранилась в строжайшем секрете киево-печерскими
монахами, как опасная для основ христианской государственности на Руси,
но затем была передана сподвижнику Петра Феофану Прокоповичу в бытность
его ректором Киево-Могилянской духовной академии.
Хазаряне никоим образом
не смешивают себя с иудеями, не обрезают крайней плоти и посещают синагоги
лишь немногим чаще, чем церкви и мечети. Для них иудаизм не есть особая,
отдельная вера, противостоящая всем остальным, - но вера-праматерь, взрастившая
их в своем лоне. Иудаизм - прообраз грядущего объединения всех вер, восхождения
к тому единоверию, которое до конца воплотит истину единобожия.
Из сочинения Г. Ш., одного
из главных идеологов хазарианства:
"В чем объединятся религии, когда ближе увидят лицо
Грядущего в мир, и разделения их падут, как оковы незрелого духа? Нужно
ли изобретать еще одну, пятую или десятую религию, помимо уже существующих,
которая объединила бы их? Или такое единство уже заложено в первоистоках
религиозных стремлений человечества и зримо явлено в его истории - как
Авраамово обетование и Синайское откровение?
. . .Не изобретать более совершенную веру, чем уже существующие, а, проникая
в их общий исток, тем самым готовить себя к вхождению в устье, смыкая конец
с началом. Иудаизм для нас - не религия еврейского народа, а религия объединенного
человечества. В отличие от самих иудеев, мы не противопоставляем Моисееву
веру - Христовой или Магометовой, но мы ищем в Моисеевой вере предварения
всех вер и снятия всех разделений. /. . . /
Мы гордимся тем, что первый в истории опыт мирного объединения мусульманства
и христианства под началом иудаизма был осуществлен на территории нашей
страны, в Хазарском каганате. Бедное государство, заброшенное в степь,
непрестанно кочующее и теснимое со всех сторон такими же кочевниками, -
оно подает нам пример подлинного сожительства и сомыслия в вере. Святослав,
разгромивший и рассеявший хазар, как бы ввел незримое присутствие этого
народа в судьбу нашей многострадальной, многоверной страны, - чтобы в конце
концов могло восторжествовать то единство религиозного духа, которое питает
начало начал нашей истории" (Г. Ш. "Степная вера").
Хазаряне вменяют себе в обязанности
регулярное посещение храмов всех трех монотеистических религий. Праздничные
дни у них - пятница, суббота и воскресенье. После того как суббота стала
праздноваться, наряду с воскресеньем, во всем христианском мире, они добились
этого же и в России, а теперь собираются установить такой же повсеместный
порядок и для празднования пятницы, чему способствует усиление мусульманских
влияний на территории страны. Тем не менее главным праздничным днем, срединным
между двумя другими и первым по времени возникновения, у них считается
суббота, которую они посвящают, в частности, изучению памятников хазарской
письменности.
Особенно распространено
это учение на Нижнем Поволжье и Северном Кавказе, в Приазовье и Крыму -
на всей территории древнего Каганата и в местах расположения его столиц
Итиль и Семендер. Московские хазаряне устраивают летние паломничества в
эти места, где проводят самостоятельные археологические раскопки. В одной
из московских квартир создан общественный музей "Хазарский Каганат на перекрестке
вер и культур", при котором проводятся еженедельные чтения и семинары.
"Причина растущей популярности хазарианства - в том, что оно органически соединяет российские патриотические и иудейские мессианские мотивы, причем ставит их на службу объединенной религии человечества" (из "Программы Общества по изучению хазар").