Отмеченная нами связь между символизмом сердца и символизмом "Яйца
Мира" подводит нас в вопросе "второго рождения" к новому
аспекту. Этот аспект рассматривает "второе рождение" как рождение
духовного принципа в центре человеческой индивидуальности, а эта индивидуальность
в целом и символизируется, как известно, сердцем. На самом деле, духовный
принцип всегда пребывает в центре всякого существа, но в случае обычного
человека, он наличествует в скрытом состоянии, а когда речь идет о "рождении",
то под этим понимают отправную точку явственного и действенного развития.
Вот эта отправная точка и предопределяется или, по меньшей мере, становится
возможной благодаря инициации. С одной стороны, духовное влияние, передаваемое
в ходе инициации, отождествляется с самим этим наличествующим духовным
принципом. С другой стороны, если учитывать, что этот духовный принцип
уже заведомо наличествует в существе, инициация "оживляет" его
("оживляет" не для него самого, но в отношении существа, в центре
которого он пребывает). Иными словами, инициация делает "действительным"
присутствие этого принципа, который без этого оставался бы только "возможным".
Символизм рождения может применяться и в первом и во втором значении.
Теперь следует уяснить, что в силу аналогии, существующей между "макрокосмом"
и "микрокосмом", то, что называют "Яйцом Мира" (едва
ли надо специально указывать на то, что яйцо естественным образом связано
с рождением, с началом жизни нового существа), на самом деле, строго тождественно
символическому содержанию сердца(1): речь идет
о духовном "зародыше", который на макрокосмическом уровне соответствует
реальности, называемой индуистской традицией "хираньягарбха"(2).
Этот "зародыш", в отношение мира, в центре которого он находится,
и есть собственно примордиальный Аватара(3).
Однако место рождения Аватара, как и той реальности, которая соответствует
ему на макрокосмическом уровне, изображается в виде сердца, отождествляемого
в данном случае с "пещерой", а инициатический символизм "пещеры"(4)
слишком объемен для того, чтобы развить его здесь. Все это ясно выражено
в текстах, подобных следующему: "Знай, что Агни, который является
основой вечного (принципиального) мира, и посредством которого, этого мира
можно достичь, скрывается в пещере (сердца)"(5).
Могут возразить, что в данном случае, как и во многих других, Аватарой
назван Агни, но в "Мировое Яйцо" был помещен не Агни, а Брахма,
чтобы родится из него как Хираньягарбха, по этой причине само "Мировой
Яйцо" и названо "брахманда". На это можно ответить следующее:
помимо того, различные имена на самом деле описывают лишь различные божественные
аспекты или атрибуты, которые, естественно, неразрывно связаны друг с другом,
и отнюдь не являются раздельными "сущностями", в более узком
смысле хираньягарбха считается принципом световой, а следовательно, огненной
природы(6), а значит "золотой зародыш"
тождественен самому Агни(7).
Переходя теперь к макрокосмическому уровню, напомним об аналогии между
пинда, тонким семенем индивидуального существа, и Брахмандой ("Яйцом
Мира")(8). Но пинда, будучи постоянным
и неразрушимым "семенем" существа, отождествляется в свою очередь
с "ядром бессмертия", называемым в еврейской традиции "luz"(9).
Конечно, в большинстве случаев нахождение luz в человеческом организме
указывается в иных местах, нежели сердце, или иными словами, хотя такую
"локализацию" в человеческом теле и нельзя исключить вовсе, она
не является, безусловно, самой распространенной. Но что касается "второго
рождения", то именно luz неизменно упоминается в этом контексте. Что
же касается этих "локализаций", связанных с индуистской доктриной
чакр или тонких центром человеческого существа, то они могут меняться в
зависимости от состояний или фаз духовного развития этого существа, которые
соответствуют действительным фазам реализованной инициации: в основании
позвоночника luz пребывает в состоянии "сна", т.е. у обычных
существ; в сердце он расположен в начальной стадии развития, т.е. в стадии
"второго рождения" или "произрастания"; на месте "третьего
глаза" он находится в состоянии совершенствования человеческого существа,
т.е. в после его реинтеграции в "примордиальное состояние"; и
наконец, на макушке головы - в период перехода в сверхиндивидуальным состояниям,
который должен в конечном счете привести к "Высшему Тождеству".
Мы не можем более настаивать на исследовании этих символов, которые связаны,
в свою очередь, с цепочкой других символов и т.д., так как это лучше сделать
в отдельной книге. Здесь же мы хотели высказать лишь самые общие соображения,
а разбор символов был привлечен лишь в качестве "иллюстраций".
В заключение скажем лишь, что инициация как "второе рождение"
на самом деле является "актуализацией" в человеческом существе
того принципа, который в рамках универсального проявления проявляется как
"Вечный Аватара".