С.Л. Катречко
Филогенез философской мысли и онтогенез платоновской
философии
Для понимания платоновской философии необходимо
ответить на ряд вопросов: а почему вообще возник феномен философии? как
возможно появление и существование этого феномена в течение длительного
времени?... Ответы на эти вопросы предполагают построение некоторой модели
филогенеза философии, которая должна выполняться для философии Платона и
позволила бы объяснить особенности его текстов (отметим, что данный текст
обусловлен попыткой понимания кусочка платоновского диалога «Парменид» <127e – 135d>,
в котором разбираются возможные механизмы взаимосвязи мира идей и мира вещей).
Исходным пунктом понимания
философии может служить следующая цепочка терминов: миф — философия — наука ?! (знак ?!
указывает на возможные точки развертывания данного монологичного текста в
диалог по типу диалогов Платона).
Эта триада, с одной стороны, отражает историю (диахронию) появления феномена философии, а, с другой стороны, местоположение (синхронию) феномена философии среди других культурных феноменов (в частности, место философии относительно культурных феноменов мифа и науки). То есть в первом приближении, философию можно понимать как границу мифа и науки, которая фиксирует отличие философии как от мифа, так и от науки. Следующий шаг должен выявить специфику именно феномена философии:
Миф «работает» с чувственными образами, наука — с рассудочными
понятиями, а философия — с символами («идеями» разума) ?!
Если привлечь метафору «левого — правого полушария»,
то: миф соотносится с «правополушарным» (образным) способом познания; рассудок
— с «левополушарным» (понятийным) способом; а философия опять-таки занимает
граничное, срединное положение, работая с символами.
Символ противопоставляется понятию, которое в отличие
от символа имеет не только смысл, но и денотат (Г. Фреге). Символу не
соответствует никакой объект в мире вещей в отличие от соответствия некоторого
реального объекта (например, стола) какому-либо термину — понятию (для нашего
примера, понятию «стол»). В этом смысле, символы близки знакам с «пустым»
денотатом типа «круглый квадрат». Однако символы обладают смыслом, и должны
существовать процедуры выявления смысла символов. Такой процедурой (возможно
единственной?) является построение системы символов, ссылающихся друг на друга.
Благодаря такой системе ссылок возможно прояснение смысла отдельного символа
(именно эта процедура и изложена в 133d фрагменте
диалога «Парменид», если заменить термин «идея» на термин «символ»). То есть
философия представляет собой культурную «машину» переработки символов: символы
— дом философии.
Следующий шаг связан с более глубоким вопросом: а,
собственно, зачем необходимы символы; зачем необходимо знание, основанное на
символах?
Философия призвана что-то сказать о мире как целом. Именно для этого и
необходим язык (система) символов, с помощью которого возможно построение
модели мира как целого ?!
Сказать (увидеть) что-то о целом может только
наблюдатель (У.Матурана), находящийся на границе. Находясь внутри, сказать о
целом ничего нельзя, но, и находясь снаружи, выделить именно это целое тоже
невозможно. Допустим, «наблюдатель» идет по тротуару, пиная ногой смятые пачки
сигарет, - как может он выделить среди них ту пачку, которая зовется нашим
миром?
Для нахождения в этом пограничном состоянии нужны
какие-то точки опоры: философ и есть тот, кто сумел себя «подвесить» и
находиться в этом «подвешенном» состоянии (феноменологическая редукция). Для
фиксации увиденного (создания описания) необходим особый «пограничный» язык.
Использование символов решает эту двоякую задачу: символы - одновременно и
точки опоры, и знаки фиксации наблюдаемого.
Если миф останавливается на построении чувственного
образа мира, то с помощью символов философия строит особое символьное отражение
мира как целого - модель мира, задавая тем самым последующую парадигму науки -
построение теории (системы понятий). Теория представляет собой рассудочную,
переработку модели: многообразие смыслов символа теряется, зато появляется
денотат понятия.
Особый символьный язык, модельность философии предполагает особую
организацию философского текста ?!
Главное своеобразие философского текста — его проблемный характер: не непререкаемость мифа, не монологичность научного текста. Философия тяготеет к диа—логу, много—центровости, сочетанию разных, в чем-то противоположных точек зрения. Философские тексты принципиально непоследовательны, незавершенны. Эта перекличка разных точек зрения, разрушающая «линейность» текста, призвана построить текст «обратной перспективы» (П. Флоренский).
Заключение:
Приведенная модель философии позволяет по-новому
взглянуть на диалоги Платона как на попытку построения особого рода текстов на
особом символьном языке. Достаточно яркой иллюстрацией этого является часть
диалога «Парменид», посвященная проблеме взаимосвязи мира идей и мира вещей
(127e — 135d).