ГЕНЕАЛОГИЯ МОРАЛИ
Полемическое сочинение
Три рассмотрения, из которых состоит эта
генеалогия, быть может, с точки зрения выражения,
цели и искусства изумлять есть самое зловещее,
что до сих пор было написано. Дионис, как
известно, есть также бог мрака. — Каждый раз
начало, которое должно вводить в заблуждение,
— холодное, научное, даже ироническое, нарочито
выпирающее, нарочито останавливающее на себе.
Постепенно больше беспокойства; местами молнии;
очень неприятные истины, слышные издали с глухим
рокотом, — пока наконец не достигается tempo feroce,
где всё мчится вперёд с чудовищным напряжением. В
конце, каждый раз, среди поистине ужасных
раскатов, новая истина становится видимой
среди густых туч. — Истина первого
рассмотрения есть психология христианства:
рождение христианства из духа ressentiment, а не из
«духа», как часто думают, — по существу движение
назад, великое восстание против господства аристократических
ценностей. Второе рассмотрение даёт
психологию совести: она не есть «голос Бога в
человеке», как часто думают, — она есть инстинкт
жестокости, обращённый назад, внутрь, после того
как он уже не может разрядиться вовне. Жестокость
впервые освещается здесь как одно из самых
старых и самых неустранимых оснований культуры. Третье
рассмотрение даёт ответ на вопрос, откуда
происходит чудовищная власть аскетического
идеала, идеала священника, несмотря на то что он
есть идеал вредный par excellence, воля к гибели,
идеал decadence. Ответ: не потому, что Бог
действует за спиною священников, как обыкновенно
думают, a faute de mieux — потому, что это был до сих пор
единственный идеал, ибо он не имел конкурентов.
«Ибо человек предпочитает хотеть Ничто, чем
ничего не хотеть»... Прежде всего недоставало противоидеала
— вплоть до Заратустры. — Меня поняли. Здесь
три решающие предварительные работы психолога
для переоценки всех ценностей. — Эта книга
содержит первую психологию священника.