По ходу изложения различных предметов нам часто случалось
упоминать о символическом значении годового цикла, которому присущи две стадии:
восходящая и нисходящая; в связи с этим особое внимание уделялось двум вратам
солнечного солнцестояния, которые соотносятся с фигурой Януса у латинян также
как с Ганешей у индусов [1]. Чтобы
правильно понять всю важность этой символики, необходимо помнить об аналогии,
благодаря которой каждая часть Мироздания соотнесена с целым, в силу чего законы
всех циклов, к какому бы уровню они не принадлежали, – подобны, и поэтому, скажем,
годовой цикл может быть взят как уменьшенный, а следовательно – более понятный
образ для великого космического цикла (свидетельство тому – название Великий
Год, употребляющееся по отношению к последнему), и как концентрированное выражение
всего процесса универсальной манифестации. Более того, именно это и делает астрологию
космологической наукой в строгом смысле слова.
Отсюда следует, что две "точки остановки" на пути движения
Солнца (таков этимологический смысл слова "solstice" – "солнцестояние") должны
соответствовать двум крайним фазам в ходе развертывания манифестации, рассматриваем
ли мы таковую во всей ее полноте, или берем лишь какой-то один из составляющих
ее циклов; таких циклов неисчислимое множество, и они есть ни что иное, как
различные состояния или степени Универсального существования. Если более частным
образом приложить все это к циклу индивидуальной манифестации, – в данном случае
к существованию в человеческом состоянии, будет легко понять, почему пара врат
солнцестояния традиционно обозначается как "врата людей" и "врата богов". "Врата
людей", что соответствуют летнему солнцестоянию и зодиакальному знаку Рака,
– это проход, через который осуществляется снисхождение к индивидуальной манифестации.
"Врата богов", соответствующие, в свою очередь, зимнему солнцестоянию и зодиакальному
знаку Козерога, – это выход из индивидуальной манифестации и переход к высшим
состояниям, в которых боги (дэвы индуистской традиции), или, если пользоваться
другой терминологией, "ангелы", с метафизической точки зрения олицетворяют сверхиндивидуальные
состояния бытия [2].
Если мы рассмотрим распределение знаков Зодиака по тригонам,
согласно четырем элементарным стихиям, то увидим, что знак Рака соответствует
"глубинам вод"; в космогоническом смысле это означает эмбрионическое окружение,
в которое помещены семена манифестированного мира. На "макрокосмическом" уровне
эти семена соответствуют Брахманде или "Мировому яйцу"; на "микрокосмическом"
– пинде, формальному прототипу индивидуальности, пред-существующем в тонкой
форме с самого начала циклической манифестации и определяющей одну из возможностей,
которая должна развернуться в ходе этой манифестации [3].
Это может быть связано еще и с тем, что именно в Раке находится обитель Луны,
ведь та, как известно, имеет самое непосредственное отношение к воде, и подобно
самим водам, олицетворяет пассивный и пластичный принцип манифестации: сфера
Луны – это, фактически, "мир формирования", или та область, где на тонком уровне
происходит выработка форм, – начальная точка индивидуального состояния [4].
В астрологическом символе Рака a мы видим зерно, которое
взято в наполовину проросшем состоянии, что точно соответствует тонкому уровню;
здесь речь идет не о телесном эмбрионе, но об упомянутом выше прототипе формы,
существующем в сфере психических проявлений или "промежуточном мире". Более
того, изображение зерна идентично санскритскому u – спиральному элементу, который
в акшаре или священном слоге AUM (Ом) связует между собой точку (m), олицетворяющую
изначальную непроявленность, и прямую линию (а) , изображающую полное развитие
манифестации в грубом или телесном состоянии [5].
К тому же зерно здесь удвоено; оно представлено в двух
положениях, одно из которых является инверсией по отношению к другому, что говорит
о двух взаимодополняющих сущностях. Это ян и инь Дальневосточной традиции, а
объединяющий их известный символ является , фактически, сходной формой. Этот
символ, олицетворяющий круговое движение внутри цикла, фазы которого связаны
с попеременным доминированием ян и инь, неотделим от других знаков, имеющих
самое важное значение с точки зрения традиции – таковы свастика и двойная спираль,
– последняя соотнесена с символикой двух земных полусфер. Ян и инь, светлое
и темное (ян изначально означал светлую сторону, а инь – темную) – это две половинки
"Мирового яйца", вобравшие в себя одна – Небо, а другая – Землю [6].
Точно так же, в силу аналогии между "микрокосмом" и "макрокосмом", применительно
к любому существу ян и инь – это две половинки изначального Андрогина, в символическом
описании которого главный акцент делается на том, что он был существом сферической
формы [7]. Эта сферическая форма
– форма совершенного существа, которая в потенциальном состоянии заключена в
изначальном зерне и должна быть восстановлена во всей своей действительной полноте
на протяжении развертывания индивидуального цикла.
C другой стороны, следует отметить, что каждый элемент
рассматриваемого иероглифа повторяет форму раковины (шанкна), имеющей к воде
самое непосредственное отношение, и олицетворяющей при этом тот сосуд, в котором
будут сохранены семена будущего цикла в период пралайи или "внешнего растворения"
мира. Эта раковина – вместилище изначального и не подверженного распаду звука,
(акшары), слога AUM, который, благодаря трем его элементам (матрас), есть сама
сущность тройственной Веды; таким образом, Веда существует вечно, будучи заключена
сама в себе прежде всех миров, но во время космических катаклизмов, разделяющих
различные циклы, она спрятана или сокрыта, чтобы потом вновь проявиться в начале
каждого из них [8]. Более того, это
начертание может быть дополнено, и тогда оно само станет ашхарой: представим
прямую линию (а) накрывющую и запирающую раковину (u), которая содержит внутри
себя точку (m) или сущностный принцип всякого бытия [9].
В силу горизонтальной протяженности прямая линия одновременно олицетворяет "поверхность
Вод" – субстанциональное окружение, в котором будут развиваться зерна (в восточной
символике это развитие символизирует распускающийся цветок лотоса) после того,
как кончится период помрачения (сандхья). Если мы будем следовать этой схеме
и дальше, мы получим фигуру, которую можно описать, как раковину, которую повернули
вдоль оси и она раскрылась, чтобы зерна могли покинуть ее, ссыпавшись вдоль
прямой линии, теперь ориентированной по вертикали и направленной вниз – именно
так направлено развертывание манифестации, берущей начало в неманифестированном
принципе [10].
Из двух положений раковины, просматривающихся в символе
Рака, первое соотнесено с Ноевым ковчегом (или Сатьяварой индуистской традиции),
который может быть представлен как нижняя половина окружности, ограниченная
горизонтальным диаметром и содержащая внутри точку, в образе которой синтезированы
все зерна в состоянии их полной сокрытости [11].
Второе положение символизирует радугу, появляющуюся "во облацех", то есть в
области "Вышних вод", в мгновение, отмечающее восстановление порядка и воссоздание
всех вещей в изначально незамутненном виде, покуда длится катастрофа и ковчег
плывет по океану Нижних вод. При этом радуга – верхняя половина той же окружности;
воссоединение этих двух фигур, взаимно друг друга дополняющих и являющихся инверсией
друг друга, образует полную окружность или близкую к окружности фигуру, тем
самым восстанавливая изначальную сферическую форму. Эта окружность – вертикальное
сечение сферы, чье горизонтальное сечение олицетворяет идущая по кругу стена,
которая опоясывает земной Рай [12].
В дальневосточном символе ян-инь можно найти те же две полуокружности, но они
смещены из-за удвоения центра, олицетворяющего поляризацию; для каждого состояния
манифестации последняя аналогична поляризации Сат или чистого бытия на Пурушу-Пракрити
в ходе универсальной манифестации [13].
Эти замечания не претендуют на то, чтобы быть исчерпывающими
и, вне сомнения, относятся лишь к некоторым аспектам символа Рака. Но, по крайней
мере, в качестве примера они должны послужить наглядным доказательством того,
что в традиционной астрологии было нечто, далеко выходящее за рамки "искусства
предсказаний" или "науки догадок", каковой астрология представляется современному
человеку. На самом деле, она содержала в себе все, что можно найти в других
науках того же порядка, выраженное в иной форме, как мы уже указывали в наших
штудиях о "науке письма" [14]; и
все это придавало этим наукам истинно посвятительную ценность, в силу которой
они действительно могут считаться неотъемлемой частью "Священной науки".
Пер. А. Нестерова
[2] Более подробно это изложено в "Les Etats multiples de l'etre".
[3] См. "L'Homme et son devenir selon le Vedanta", гл. 13 и 19. Eсли рассматривать аналогию между "микрокосмом" и "макрокосмом" в этом аспекте, то в индуизме она выражена формулой "Yatha pinda Tatha Brahmanda" – "каков (тонкий) индивидуальный зародыш, таково и "Мировое яйцо".
[4] См. "L'Homme et son devenir selon le Vedanta", гл. 21. Мы уже указывали на некоторые случаи, когда "мир формирования", в терминологии иудейской Каббалы называемый Йецира отождествляется с областью тонкого проявления.
[5] О трех геометрических формах, что соответствуют трем матрас Ом (AUM), см. главу 17 этой книги ("Les Symboles foundamentaux de la Science sacre"). В связи с этим уместно напомнить, что точка есть изначальный принцип всех геометрических фигур, так все состояния манифестированности берут свое начало в неманифестированном; будучи таким образом над формами и "не имея измерений", для порядка, которому она принадлежит, точка- истино нераздельное единство, и это делает ее естественным символом чистого Бытия. (Автор пояснил, что "геометрический иероглиф" Aum (Ом), о котором здесь и везде идет речь – . Прим. ред. англ. изд.)
[6] У греков эти две земных сферы (гемисферы) были представлены круглыми головными уборами Диоскуров, Кастора и Поллукса, которые были двумя половинками яйца Леды, этого лебединого яйца, которое, подобно змеиному яйцу, олицетворяет "Мировое яйцо".
[7] См., к примеру, повествование, вложенное Платоном в "Пире" в уста Аристофана; большинство современных комментаторов упускают из виду символическое значение этого эпизода, которое столь очевидно. Более подробно на этой сферической форме мы останавливались в "Символике креста".
[8] Утверждение о предвечности Вед должно быть cоотнесено непосредственно с космологической теорией изначальности звука (шабда) cреди чувственных качеств (как качества, что принадлежит эфиру, Акаше, являющимся из всех стихий первой); эта теория должна быть соотнесена с "творением Словом" западной традиции. Изначальный звук есть Божественное Слово, "которым сотворены все твари".
[9] Трудно не обратить внимание на то, что эта же схема соответствует строению человеческого уха – органа слуха, который, чтобы быть в состоянии воспринимать звук, должен был приобрести форму, соответствующую природе звука.
[10] Эта фигура – та, что взята в "Археометре" для буквы хет,соответствующей зодиакальному знаку зодиака.
[11] Полуокружность должна в данном случае рассматриваться как морфологический эквивалент спирального элемента, упомянутого нами ранее; но здесь актуализация развития из первоначального зерна – точки выражена гораздо более явственно.
[12] См. "Царь мира", гл. 11. Так же это соотносится с тайнами, что заключает в себе арабская буква нун.
[13] Это первое разграничение или различение, однако оно не несет в себе разделения противоположностей. Строение тела Андрогина само относится к этой стадии, в то же время, прежде этого различения мы можем говорить лишь о "нейтральности", присущей чистому Бытию (см. "Символизм креста", гл. 30).
[14] См. "Les Symboles foundamentaux de la Science sacre" , ch. 8.