К оглавлению

К тексту

 

Э.М.ТЕЛЯТНИКОВА

ЭРИХ ФРОММ. БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Эрих Фромм  родился 23 марта 1900 г. во Франкфурте в ортодоксальной еврейской семье. Отец его торговал виноградным ином, а дед и прадед по отцовской линии были раввинами. Мать Эриха — Роза Краузе — по происхождению была из руcских эмигрантов, переселившихся в Финляндию и принявших иудаизм.

                Семья жила в соответствии с патриархальными традициями добуржуазной эпохи, отмеченной духом религиозности, трудолюбия и тщательного соблюдения обрядов.

                Эрих получил хорошее начальное образование. Гимназия, в которой изучали латынь, английский и французский языки, пробудила в нем интерес к ветхозаветным текстам. Правда, он не любил сказаний о героических сражениях из-за их жестокости; зато ему нравились истории об Адаме  и Еве, о предсказаниях Авраама и особенно пророчества Исайи и других пророков. Картины универсального мира, в котором лев и овца живут рядом, очень рано привлекали внимание мальчика, а позднее стали толчком к раздумьям о жизни человеческого сообщества, к идеям интернационализма. В средних классах гимназии у Эриха Фромма формируется протест против массового безумия, ведущего к войне, начало которой юноша  встретил с болью и недоумением (1914 г.).

                Одновременно  он переживает и первое личное потрясение, которое оказало на него очень серьезное влияние: прелестная молодая женщина, художница, друг семьи, совершила самоубийство после смерти своего старого, больного отца. Последняя ее воля состояла в том, чтобы ее похоронили вместе с отцом. Эрих мучительно размышляет  над вопросами жизни и любви и, главное, стремится понять, насколько сильна была любовь этой женщины к отцу, что единение с ним (даже в смерти) она предпочла всем радостям жизни. Эти наблюдения и раздумья привели Фромма на путь психоанализа. Он стал пытаться понять мотивы человеческого поведения.

                В 1918 г. он начинает изучать психологию, философию и социологию во Франкфуртском, а затем Гейдельбергском университетах, где среди прочих его учителей были Макс Вебер, Альфред Вебер, Карл Ясперс, Генрих Риккерт и другие философы  мирового масштаба. В 22 года он стал доктором философии, а затем продолжил  образование в Мюнхене и закончил его в известном Институте психоанализа в Берлине. Фромм рано познакомился с философскими работами  К. Маркса, которые привлекли его прежде всего идеями гуманизма, понимаемого как полное освобождение человека, а также создание возможностей для его самовыражения.

                Другим важнейшим   источником личных  и  профессиональных интересов Фромма  в  20-е гг. становится психоанализ Зигмунда Фрейда. Первой женой Фромма  была  Фрида Райхман  —  образованная женщина, психолог; и Эрих, который был значительно моложе Фриды, под ее влиянием увлекся клинической

==434

практикой психоанализа. Они прожили вместе всего четыре года, но на всю жизнь  сохранили дружеское расположение и способность к творческому сотрудничеству.

                Третьим духовным источником для Фромма  был малоизвестный автор Иоганн Якоб Бахофен. Его учение о материнском праве впоследствии стало для  Фромма важным  аргументом, опровергающим фрейдовскую теорию "либидо".

                В 20-е гг. Фромм познакомился с учением буддизма, которое воспринял как  озарение, и был верен ему до глубокой старости.

                В 1927—1929 гг. Фромм начинает много печататься. Известность ему принесло выступление с докладом "Психоанализ и социология", а затем публикация  статьи под названием "О методе и задачах аналитической социальной психологии: замечания о психоанализе и историческом материализме".

                Почти десять лет (1930—1939) его судьба связана с Франкфуртским институтом социальных исследований, который возглавлял Макс Хоркхаймер^1. Фромм  руководит здесь отделом социальной психологии, проводит серию эмпирических  исследований среди рабочих и служащих и уже к 1932 г. делает вывод о том, что  рабочие не окажут сопротивления диктаторскому режиму Гитлера^2 В 1933 г.

                Фромм  покидает Германию, переезжает в Чикаго, а затем в Нью-Йорк, куда  вскоре перебазируется и Хоркхаймер со своим институтом. Здесь ученые вместе  продолжают исследование социально-психологических проблем авторитарности^3,  а также выпускают периодическое издание "Журнал социальных исследований".

                В 40-е гг. конфронтация с Адорно и Маркузе приводит к отходу Фромма от  франкфуртской школы. Оторвавшись от "немецких корней", он полностью оказывается в американском окружении: работает во многих учебных заведениях,  участвует в различных союзах и ассоциациях американских психоаналитиков.

                Когда в 1946 г. в Вашингтоне создается Институт психологии, психиатрии  и психоанализа, Фромм активно включается в систематическую подготовку специалистов в области психоанализа. Но Фромм никогда не был  ординарным  профессором какой-либо кафедры, он всегда читал свой курс на "междисциплинарном" уровне и, как никто, умел не только связать воедино данные антропологии, политологии и социальной психологии, но и проиллюстрировать  их  фактами из своей клинической практики.

                В  50-е гг. Фромм отходит от теории Фрейда и постепенно формирует свою  собственную концепцию личности^4, которую сам назвал "радикальным гуманизмом".

                Причины   пересмотра Фроммом  концепции Фрейда  достаточно очевидны. Это прежде всего бурное развитие науки, особенно социальной психологии и социологии. Это потрясение, которое Фромм-сам  перенес в связи с приходом

^1 Круг ученых, работавших с М, Хоркхаймером, известен у пас под названием франкфуртской школы. В него входили Л. Левенталь, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермас, Поллок, Витфогель и другие.

                ^2" Это было первое в Европе социологическое исследование ценностных ориентаций в больших и малых группах. Было проанализировано 600 анкет, в каждой по 270 открытых  вопросов, направленных на изучение неосознанных мотивов поведения.

                ^3Программа  называлась "Авторитет и семья". По результатам этих исследований Фромм  написал книгу "Бегство от свободы" (1941), которая сделала ему имя  в Америке. Позднее  эти материалы были  использованы Теодором Адорно в книге "Авторитарная личность" (1950).

                ^4"Первым  программным  сочинением по этой проблеме считается его работа "Человек для самого себя". Идея о "новом человеке" одухотворяет все послевоенное творчество Фромма,  особенно яркое выражение она находит в работах: "Здоровое общество" (1955), "Образ человека у Маркса" (1961), "Душа человека" (1964), "Анатомия человеческой деструктивности" (1973) и "Иметь или быть" (1976).

==435

 

 к власти фашизма, вынужденной эмиграцией и необходимостью переключения на  совершенно новую клиентуру. Именно практика психотерапии на Американском  континенте привела его к выводу о том, что неврозы XX в. невозможно объяснить исключительно биологическими факторами,  что влечения и инстинкты  — это совершенно недостаточная детерминанта поведения людей в индустриальном обществе.

                "Невозможно  перечислить всех радикальных гуманистов со времен Маркса,  — говорит Фромм, — но я хотел бы назвать следующих: Торо, Эмерсон, Альберт  Швейцер, Эрнст Блох, Иван Иллич; югославские философы из группы "Праксис":  М. Маркович, Г. Петрович, С. Стоянович, С. Супек, П. Враницки; экономист  Э. Ф. Шумахер; политический деятель Эрхард Эпплер, а также многие представители религиозных и радикально-гуманистических союзов в Европе и Америке XX века",     Несмотря на все различия во взглядах радикальных гуманистов, их принципиальные позиции совпадают по следующим пунктам:

— производство должно служить человеку, а не экономике;     

— отношения  между человеком и природой должны строиться не на эксплуатации, а на кооперации;    

— антагонизмы повсюду должны быть заменены отношениями солидарности;     

— высшей  целью всех социальных мероприятий должно быть человеческое  благо и предотвращение человеческих страданий;     

—  не максимальное  потребление, а лишь разумное потребление служит  здоровью и благосостоянию человека;    

 — каждый  человек должен быть заинтересован в активной деятельности на  благо других людей и вовлечен в нее.

                После окончания второй мировой  войны  Фромм  принимает  решение не  возвращаться в Германию. Он  поселяется в Мексике на берегу моря  (в г. Куэрно-Вако), получает профессуру в Национальном университете в Мехико,  сотрудничает с прогрессивно настроенными латиноамериканскими учеными, читает лекции в США.

                50-е годы примечательны интересом к социально-теоретическим и социально-политическим проблемам. Труды этих лет: лекции "Психоанализ и религия", анализ эпоса "Сказки, мифы и сновидения" (1951), две философские работы  — "Здоровое общество" (1955) и "Современный человек и его будущее" (1959),  а также много публичных выступлений, докладов и статей. Он участвует в политической деятельности, в разработке программы американской социал-демократической федерации (СДФ), в которую вступил ненадолго, пока не убедился, что  социал-демократия сильно "поправела".

                Трудно поверить, что в самом начале 60-х гг. (т. е. задолго до того, как  кто-либо из политиков заговорил о возможности разрядки в отношениях между  двумя сверхдержавами) Фромм писал о "деструктивном потенциале американского антикоммунизма" и о необходимости "здорового рационального мышления  ради безопасности во всем мире". Кто-то, быть может, помнит, что осенью  1962 г. Фромм приезжал в Москву, где принимал участие в качестве наблюдателя  в конференции по разоружению.

                Анализ "кибернетического общества", проделанный Фроммом в 60—70-е гг.,  привел его к созданию самостоятельной "типологии социальных характеров":  общество отчуждения "опредмечивает" человека, заявляет Фромм, превращает  его в песчинку, колесико с единственной задачей — вращать гигантскую машину вооружения... Такое общество, без сомнения, создает особый "деструктивный тип личности", который становится угрозой для самого существования человечества  [9. S. 3.].

                Последние II лет (с 1969 по 1980 г.) Фромм живет в Швейцарии (Локарно), пишет по-английски и по-немецки, печатается во всех странах мира и с удовольст-

==436

вием  выступает перед немецкоязычной аудиторией после долгих лет разлуки с Европой.

                70-летний ученый не только не чувствует себя стариком, но и в жизни и в  творчестве переживает подлинный расцвет. Он пишет в эти годы свою "интеллектуальную биографию" под названием "По ту сторону от иллюзий"; две важнейшие работы, которые сам он называл "труды моей души": "Психоанализ и дзэн-буддизм" и "Душа человека". В конце 60-х гг. он завершает работу над книгой "Революция  надежды"  и вплотную берется за исследование проблем агрессивности. Труд оказался безмерным, но спустя пять лет он принес весьма зримый  результат: книгу объемом 450 страниц, которой автор намеренно дал очень строгое и точное название "Анатомия человеческой деструктивности". Непосредственно над книгой Фромм  работал с 1968 по 1973 г., но подготовка к ней шла более трех десятилетий, ибо исходным пунктом своих научных размышлений  об истоках агрессии сам автор считает собственные первые исследования авторитарности, а также изучение и описание характера Гитлера ("Бегство от свободы", 1941). Позднее в ученом мире большая работа Фромма была оценена как оригинальная теория личности. Эта книга еще больше  усилила интерес европейцев к творчеству Фромма, особенно после выхода в свет его книги "Иметь или быть". Последней публикацией при жизни стала давно задуманная книга о Фрейде.

                Когда Фромма  не стало, его ассистент подготовил к изданию в Германии Полное собрание сочинений в 10 томах, а швейцарский журналист Ханс Юрген Шульц  воспроизвел запись 10 радиобесед с Фроммом и издал их в книге под названием "О любви к жизни".

==437