всего книг 1544
новинок 161
бестселлеров 239

Издание: Экологическое право. Завтра экзамен

Вопрос 1. Понятие и предмет экологического права

Предметом той или иной отрасли права называют круг общественных отношений, регулируемых отраслью права. Экологическое право — одна из отраслей современного российского права, которая регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Соответственно этому предметом экологического права являются общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

Слово «экология», как научный термин, впервые появилось в Германии в 1866 г.; это слово было введено ученым Геккелем. Длительное время термин «экология» имел узкую сферу применения и использовался в основном в рамках биологии. Со второй половины ХХ столетия, когда обострились отношения между обществом и экологической средой, термин «экология» получил популярность. В настоящее время экология определяется как учение о взаимодействии живых организмов с окружающей их природной средой обитания, а экологическое право, как указывалось выше, призвано регулировать отношения между обществом и природой в их взаимодействии.

Выделяются две формы взаимодействия общества и природы — экономическая и экологическая. Экономическая форма взаимодействия общества и природы возникает в процессе использования человеком природы для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей. Использование природных ресурсов в экономических интересах общества — стержень экономической формы взаимодействия общества и природы. Вторая форма взаимодействия — экологическая — возникает в процессе деятельности общества по охране окружающей природной среды. В рамках экологической формы взаимодействия общества и природы выделяются два вида этой формы деятельности:

  1. заповедная охрана, т. е. создание и реализация норм законодательства по заповедной охране природы, проведение мероприятий в этой сфере;
  2. оздоровление окружающей среды, т. е. проведение различного рода мероприятий в этой области.
Деятельность общества по охране природы возникла как следствие экономической деятельности общества. Загрязнение природной среды отходами производства, которые вредны для здоровья человека и представляют собой опасность, а также истощение природных ресурсов и разрушение экологических связей породили необходимость организовать охрану природы. Первоначально деятельность по охране природы носила характер мер по охране памятников природы, но впоследствии, по мере роста потребления природных ресурсов, роста производительных сил и вредного влияния производства на окружающую среду, деятельность по охране природы стала носить характер рационального использования природных ресурсов.

Рациональное использование природных ресурсов, в отличие от потребления, является осознанной формой общественной и государственной деятельности, направленной на сохранение и воспроизводство природных ресурсов. Охрана окружающей среды включает в себя комплекс как экономических, так и административных мер, подчиненных задаче охраны окружающей среды.

Две указанные формы взаимодействия общества и природы образуют собой совместную эколого-экономическую форму взаимодействия общества и природы. Деятельность общества в рамках эколого-экономической формы взаимодействия с природой заключается в проведении мероприятий по рациональному использованию природной среды. Использование природных ресурсов не должно приводить к истощению их источников — это основа рационального использования природных ресурсов. Вместе с тем рациональное использование природных ресурсов означает не только защиту источников природных ресурсов от истощения, но и организацию деятельности по воспроизводству природных ресурсов. Экономное, бережное и вместе с тем эффективное использование природных ресурсов с учетом требований охраны окружающей среды — в этом смысл рационального использования природных ресурсов.

Несколько слов о концепциях взаимодействия общества и природы. В современной философии есть несколько концепций о взаимодействии общества и природы.

В рамках натуралистических концепций природа рассматривается как идеал, возвышающийся над обществом, а законы природы рассматриваются как идеальные. Приверженцы натуралистических концепций считают, что в природе нет и не может быть ошибок, и в обществе необходимо применять некоторые законы природы. Например, по мнению представителей этой концепции, в обществе необходимо применять такой закон природы, как принцип естественного отбора, в соответствии с которым побеждает сильнейший, где жертва является средством существования хищника, в свою очередь хищник становится жертвой другого хищника. Приверженцев натуралистической концепции взаимодействия общества и природы в настоящее время становится все меньше.

Потребительская концепция взаимодействия общества и природы утверждает идею господства человека над природой. Приоритет общества над природой, по мнению представителей этой концепции, выражается в том, что природа является кладовой, из которой человек черпает богатства для развития материального производства.

В результате развития материального производства и истощения природной среды обострились отношения между обществом и природой, что привело к возникновению концепций в защиту окружающей среды. Одна из них — концепция алармизма. Эта концепция первоначально являлась движением, не представляющим собой стройной теории или единой концепции. Впоследствии алармизм стал базой для развития зеленого движения, зеленых партий и иных движений, ставящих своей целью обеспечение гармонии в развитии общества и природы.

Более современной теорией взаимодействия общества и природы является теория экологического финализма. Последователи этой теории предлагают сохранить экологическую гармонию путем установления пределов роста развития экономики, роста населения, развития научно-технического прогресса.

Авторы концепции глобального управления окружающей средой полагают, что весь материальный мир взаимосвязан и для решения экологических проблем планеты необходимы коллективные усилия всего международного сообщества. Авторы этой концепции предлагают создать надгосударственный орган, управляющий охраной и использованием окружающей среды во всех странах и регионах земного шара.

Экологическое право призвано регулировать процессы по охране окружающей среды и регулировать деятельность человека, которая отражается на состоянии окружающей среды. Именно сохранение и рациональное использование природных ресурсов являются целями применения норм экологического права.

Исходя из вышеизложенного, можно дать следующее определение экологического права: экологическое право — это совокупность норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды.

Вопрос 2. Методы правового регулирования

Под методами права понимают совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется регулирование тех общественных отношений, которые являются предметом отрасли права. Соответственно, методами экологического права является совокупность таких способов и приемов, которые воздействуют на общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения и рационального использования природной среды в пределах, регулируемых нормами экологического права.

В современной системе экологического права можно выделить два способа воздействия на поведение человека с целью выполнения норм права. Первый способ — административно-правовой. Административно-правовой способ воздействия носит характер неравенства сторон и применяется как отношения власти-подчинения. Второй способ регулирования отношений в сфере экологического права — гражданско-правовой. Гражданско-правовой способ регулирования природоохранительных отношений основан на равенстве сторон и заключается в применении экономических рычагов управления с целью реализации норм экологического права.

Содержание того или иного способа воздействия на общественные отношения, иными словами специфика правового воздействия, т. е. метода права, проистекает из особенностей правового воздействия на объект права. Объектом права называют совокупность тех материальных благ, по поводу которых возникают и развиваются общественные отношения. Объектом экологического права являются природные объекты. Специфичность природных объектов, как объектов правового регулирования, проявляется в том, что они обладают естественным характером происхождения и функционирования и органически взаимосвязаны с окружающей природной средой.

Наиболее приемлемым способом правового регулирования общественных отношений по поводу природных объектов является административный метод регулирования общественных отношений. Административный метод регулирования общественных отношений — это метод власти-подчинения. Основными видами норм административного метода регулирования являются запретительные, предупредительные и управомочивающие нормы. Административный метод наиболее приемлем для регулирования общественных отношений по поводу природных объектов, поскольку с помощью административных норм лучше всего удается обеспечить выполнение экологических предписаний по охране окружающей среды.

Экономический способ воздействия на общественные отношения стал приобретать значение в последние годы в результате роста рыночных отношений в сфере природопользования. Влияние на охрану окружающей среды осуществляется и через материальный интерес в ее охране, рациональном использовании со стороны хозяйствующего субъекта. Содержание экономического способа воздействия умещается в рамках гражданско-правового метода регулирования. Таким образом, в настоящее время правовое регулирование со стороны экологического права представляет собой органическую совокупность способов, сочетающих в себе экономические методы регулирования качества окружающей природной среды с административно-правовыми средствами воздействия на природопользователя. Такое сочетание реализуется через систему нормативов качества окружающей среды, где устанавливаются пределы допустимых воздействий хозяйствующих субъектов на окружающую среду. Превышение установленных экологическим законодательством нормативов воздействия на окружающую среду влечет за собой наступление юридической ответственности. Данный метод реализуется в практике правового регулирования через механизм экологического права путем экологизации хозяйственно-правовой и смежных отраслей законодательства, установления политических, организационных, юридических гарантий исполнения эколого-правовых требований. Эта специфика и является фоном, в рамках которого находит свое проявление метод экологического права как органическое соединение экономических (гражданско-правовых) и административно-правовых способов регулирования.

Административным правонарушением в сфере взаимодействия общества и природы является противоправное, виновное действие или бездействие, не влекущее за собой уголовной ответственности, за которое нормами законодательства предусмотрена административная ответственность. Применительно к экологическим составам правонарушений административное законодательство предусматривает следующие меры воздействия: предупреждение, штраф, изъятие орудий и средств совершения правонарушения, конфискация незаконно добытой продукции, лишение права на занятие определенной деятельностью (лицензии). Наиболее часто применяемой мерой административного взыскания является штраф. Штраф выступает превентивной, т. е. воспитательной, предупредительной мерой, и его сумма может быть как выше, так и ниже размера нанесенного вреда. Вместе с этим уплата административного штрафа по законодательству не освобождает от ответственности по возмещению нанесенного вреда. От административного штрафа следует отличать платежи, уплачиваемые хозяйствующими субъектами за выбросы, сбросы, захоронение вредных веществ. Указанные платежи являются платой за загрязнение окружающей среды и отличаются от административного штрафа тем, что не являются мерой административной ответственности.

Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы заключается в основном в возмещении вреда, нанесенного в процессе хозяйственной деятельности. Вред имеет различный оттенок — экономический, экологический, моральный и т. д., но в основе понятия вреда лежат экономические факторы. Применительно к природной среде вред может быть представлен в виде реальных и предполагаемых потерь в природной среде. Реальные потери выражаются в форме ущерба и убытков. Ущерб, в свою очередь, выражается в уменьшениях в природной среде (например: уничтожение лесных массивов, животного мира, истощение вод и т. п.). Убытки выражаются в виде расходов на восстановление нарушенного состояния экологической среды, а также в виде неполученных доходов и экологических потерь.

Вред может быть разделен на экономический и экологический. Экономический вред выражается в потерях запасов природных ресурсов, а также материальных ценностей, например, урожая, домашних животных и т. п. Экологический вред посягает на право человека на существование в чистой, здоровой, благоприятной для жизни окружающей среде. Материальным объектом экологического вреда служит качество природной среды: состояние экологических систем, обменные процессы, которые протекают в биосфере и т. п. Экологический вред взаимосвязан с экономическим. Оба они исходят из одного и того же источника причинения и имеют одни и те же способы проявления. Например, загрязнение воды не только ухудшает качество вод, делая их экологически вредными, но и наносит ущерб товарным запасам рыб. Вместе с тем экологический вред отличается от экономического, в первую очередь тем, что может быть восполнимым и невосполнимым, в то время как любой экономический ущерб в принципе можно восстановить.

Вопрос 3. Нормы экологического права

Современная теория права определяет норму права как общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование общественных отношений. Норма права, с точки зрения теории права, обладает следующими признаками:
  1. общеобязательность — любая норма права представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей;
  2. формальная определенность — выражается в письменной форме нормы права, изложенной в официальном документе;
  3. связь с государством — устанавливается государственными органами и обеспечивается мерами государственного воздействия — принуждением и стимулированием;
  4. предоставительно-обязывающий характер — норма права, имеет двусторонний характер: предоставляет право одним субъектам права и возлагает обязанности на других, ибо реализация права без обязанности, равно как и реализация обязанности без предоставления права другой стороне, невозможна;
  5. системность — каждая норма права обладает специфической системой, состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции. Гипотезой нормы права называют элемент нормы права, указывающий на условия ее действия (время, место субъектный состав и т. п.). Диспозиция — это элемент нормы права, который устанавливает права и обязанности сторон, возникающие при наступлении указанных в гипотезе событий. Санкция — это элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Нормы экологического права являются в основном диспозитивными, т. е. устанавливающими обязательную модель поведения без установления последствий для субъекта, реализующего диспозицию.
Нормами экологического права необходимо считать общеобязательные, формально определенные правила поведения, установленные и обеспечиваемые государством, направленные на урегулирование общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы, а именно по поводу охраны и использования окружающей среды.

Нормы экологического права можно разделить на три группы:

  1. в первую группу входят отраслевые нормы права, предусматривающие правила по охране и использованию отдельных природных объектов: земли, недр, вод, лесов и др.;
  2. во вторую группу входят экологизированные нормы других отраслей права — административного, уголовного, хозяйственного и др.;
  3. в третью группу входят комплексные нормы права — нормы, предусматривающие правила по охране и использованию природных комплексов, природной среды в целом.
По содержанию юридического предписания эколого-правовые нормы подразделяются на три вида:
  1. нормы-принципы;
  2. нормы-приоритеты;
  3. нормы-правила.
Нормы-принципы закрепляют основополагающие начала охраны окружающей природной среды.

Нормы-приоритеты устанавливают правовые преимущества в охране одних объектов природы перед другими. К ним относятся, например, нормы об охране природных памятников.

Эколого-правовые нормы-приоритеты в свою очередь можно разделить на три вида: отраслевые, межотраслевые и общего экологического уровня.

Отраслевые нормы-приоритеты содержатся в природноресурсовых отраслях законодательства. Например, нормы земельного законодательства содержат приоритеты земель сельскохозяйственного назначения. Преимущественное право на охрану имеют также месторождения полезных ископаемых, подземных вод, памятники истории и культуры.

Межотраслевые нормы-приоритеты отражены в нормах отраслевого законодательства, но устанавливают преимущества в охране одних природных объектов перед другими. К этим нормам прибегают тогда, когда происходит пересечение отраслевых приоритетов. Например, земельное законодательство разрешает предоставление земельного участка на площадях залегания полезных ископаемых только по согласованию с органами геологии и использования недр. В приведенном примере явное предпочтение отдается сохранению полезных ископаемых.

Последняя разновидность норм-приоритетов — общие экологические приоритеты, которые устанавливают высшую цель охраны окружающей среды — обеспечение качества окружающей человека природы, обеспечение оптимальных условий для жизни и здоровья человека — и закрепляют преимущество этих целей перед другими целями. В силу экологических приоритетов любые мероприятия хозяйственного или какого-либо иного назначения должны быть прекращены в том случае, если они угрожают здоровью или экологической безопасности человека.

Третья категория эколого-правовых норм — нормы-правила. По своему содержанию нормы-правила подразделяются на предупредительные, запретительные, восстановительные, карательные, поощрительные, управомочивающие, разрешительные и обязывающие.

Предупредительные нормы-правила имеют своей целью предотвращение наступления вредных последствий в результате неправомерного действия. Например, в земельном законодательстве есть нормы, предусматривающие порядок предоставления земель для осуществления промышленной или сельскохозяйственной деятельности с целью недопущения экологически вредных производств.

Запретительные нормы направлены на то, чтобы не допустить действий, причиняющих вред окружающей среде. Например, законодательством об охране природы запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не обеспеченных системой очистки и обезвреживания отходов.

Восстановительные (компенсационные) нормы предусматривают меры для правонарушителя по восстановлению нарушенного состояния природной среды и компенсации средств на возмещение убытков и затрат по восстановлению и возмещению потерь в природной среде.

Карательные нормы права применяются в случаях привлечения лиц к административной или уголовной ответственности за экологические правонарушения или преступления. Карательные нормы содержатся в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп. от 25 апреля, 25 июля, 30 октября, 31 декабря 2002 г., 30 июня, 4 июля, 11 ноября, 8 декабря, 23 декабря 2003 г.) и Уголовном кодексе РФ (далее — УК РФ) от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изм. и доп. от 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня, 7 августа, 17 ноября, 29 декабря 2001 г., 4, 14 марта, 7 мая, 25 июня, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 11 марта, 8 апреля, 4, 7, июля, 8 декабря 2003 г.).

Поощрительные нормы экологического права призваны, как правило, регулировать экономический механизм охраны окружающей среды. Мерами, предусмотренными поощрительными эколого-правовыми нормами, могут быть материальное стимулирование за выполнение мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, нормы, предусматривающие порядок внесения платежей за выбросы и сбросы вредных веществ.

Разрешительные нормы устанавливают порядок выдачи специального разрешения (лицензии) на использование природных ресурсов, в том числе лицензии на осуществление выбросов, сбросов, захоронений вредных веществ. Субъектами таких отношений являются хозяйствующие субъекты.

Управомочивающие нормы устанавливают компетенцию представительных, исполнительных и специальных органов государства в области природоохранения и использования ресурсов.

Обязывающие нормы определяют правила поведения хозяйствующих субъектов при проведении хозяйственной деятельности. Общей обязанностью для всех субъектов хозяйственной деятельности является выполнение требований по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов. Так, предприятия, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду, обязаны иметь либо экологически чистую технологию, основанную на безотходном или малоотходном производстве, либо эффективные очистные сооружения, применение которых позволяет обезвредить и утилизировать отходы.

Книги
Компьютеры
Экономика
Психология
Популярная психология
Юридическая
Периодика
Медицина
Оздоровление
Образование
Воспитание
Домоводство
Гуманитарная
Книга
О книге
Содержание
Отрывок
издательство | каталог | отдел сбыта | обратная связь | webmaster



Авторские права охраняются.
Воспроизведение материалов или их частей в любом виде без письменного разрешения запрещено!
© 1997-2004, Издательский дом "Питер"

Санкт-Петербург
пр. Бол. Сампсониевский 29а
тел. (812)-703-7374
Москва
тел. (095)-777-5467
e-mail: sales@piter.com, postbook@piter.com http://www.piter.com