всего книг 1544
новинок 161
бестселлеров 239

Издание: Самоучитель ArchiCAD 8

Занятие 5.

Отображение и редактирование трехмерной модели

Тема занятия

На этом занятии рассматриваются методы и способы отображения модели проекта в 3D-окне, описываются некоторые приемы редактирования элементов модели в трехмерном пространстве, принципы работы с панелью 3D-навигатора изображений, разные типы проекций. Будут затронуты следующие вопросы:

  • способы визуализации модели в 3D-окне;
  • работа с панелью навигатора и навигатором изображения;
  • установка параметров параллельной проекции;
  • установка параметров перспективной проекции;
  • создание и редактирование элементов модели в 3D-окне.
Для отображения трехмерной модели проекта, как уже было сказано, используется специальное 3D-окно. Существует несколько способов отображения модели, и все они будут рассмотрены на этом занятии.

Работа в 3D-окне

На предыдущем занятии 3D-окно использовалось для отображения построенных элементов, правда, при этом применялись настройки, установленные по умолча-нию. Сейчас же мы более детально рассмотрим и само это окно, и предоставляемые им возможности.

Упражнение 1. Способы визуализации модели

В ArchiCAD 8 предусмотрены два метода построения модели — посредством внутреннего механизма визуализации ArchiCAD и с использованием средств открытой графической библиотеки OpenGL. В предыдущих версиях применялся только первый метод, и теперь именно он используется по умолчанию. Поэтому сначала мы рассмотрим различные способы визуализации модели проекта, построенной по традиционной для ArchiCAD схеме.

ArchiCAD предлагает четыре основных режима визуализации:

  • блочная модель;
  • каркасная модель;
  • модель с удаленными невидимыми линиями;
  • модель с тенями и раскраской.
Мы рассмотрим все режимы визуализации на примере нашего проекта Коттедж. Откройте ArchiCAD, загрузите в него данный проект и выполните следующие действия.

  1. Вызовите команду Image43D Engine and Mode4Block (Визуализация43D-механизм и метод4Объемно-блочная), и в открывшемся 3D-окне будет отображена блоч-ная модель проекта (рис. 5.1). Указанная команда доступна и в контекстном меню 3D-окна. При построении блочной модели каждый элемент отображается в виде параллелепипеда, длина, ширина и высота которого соответствуют максимальным габаритам этого элемента.
  2. Теперь выполните команду Image43D Engine and Mode4Wireframe (Визуализа-ция43D-механизм и метод4Каркасная) или щелкните на соответствующей кнопке в строке пиктографического меню, и представленное в 3D-окне изображение примет такой вид, как показано на рис. 5.2. Кроме того, команду Wireframe (Каркас) можно вызвать, воспользовавшись контекстным меню 3D-окна либо клавишами Ctrl+Shift+F9. При построении каркасной модели каждый элемент, как видите, отображается контурными линиями.
  3. Для того чтобы визуализировать модель в третьем режиме, выполните команду Image43D Engine and Mode4Hidden Line (Визуализация43D-механизм и метод• С удалением невидимых линий) или щелкните на соответствующей кнопке в строке пиктографического меню. Внешний вид модели коттеджа опять изменится: будут отображаться только те контурные линии, которые видимы при текущей проекции модели (рис. 5.3). Команда Hidden Line (С удалением невидимых линий), подобно предыдущим командам, представлена и в контекстном меню 3D-окна, а для быстрого ее вызова используется сочетание клавиш Ctrl+F9.
  4. Наконец, выполните команду Image43D Engine and Mode4Shading (Визуализа-ция43D-механизм и метод4С раскраской и тенями) или щелкните на соответствующей кнопке в пиктографическом меню. Как теперь должна выглядеть модель коттеджа, показано на рис. 5.4. Команду Shading (С раскраской и тенями) можно вызвать и с помощью контекстного меню 3D-окна — об этом вы уже догадались, а также с помощью горячей клавиши F9. Полученная в данном режиме модель является расширенным вариантом предыдущей модели. В ней не только удалены невидимые линии, но и добавлены цвета материалов и покрытий, а также собственные и падающие (задаются при необходимости) тени.
  5. Все описанные выше модели создавались с применением внутреннего 3Dгенератора ArchiCAD. Теперь мы попытаемся построить их с использованием технологии OpenGL. Правда, в этом случае имеется возможность визуализировать модель только вторым и четвертым способами. Включите каркасное отображение модели одним из описанных выше методов и выполните команду Image43D Engine and Mode4OpenGL (Визуализация43D-механизм и метод4OpenGL). Как в этом случае будет выглядеть изображение в 3D-окне, показано на рис. 5.5.
  6. Теперь, используя один из указанных выше способов, включите режим построения модели с раскраской и тенями. ArchiCAD произведет перерисовку модели средствами OpenGL, что, скорее всего, займет определенное время (какое именно, зависит от мощности вашей машины и от сложности модели). В нашем случае модель не очень сложная, поэтому построение должно пройти быстро. Насколько изменится ее внешний вид, можно судить по рис. 5.6.


Как видите, в случае применения OpenGL изображение приобретает более естественный вид. Это достигается благодаря использованию библиотеки текстур элементов, имитации прозрачности материалов и ряду других эффектов. К тому же, если на компьютере установлена видеокарта, поддерживающая OpenGL, изменение проекций в 3D-окне будет происходить быстрее, чем при использовании внутреннего 3D-генератора ArchiCAD. Поэтому в дальнейшем мы будем отдавать предпочтение именно этому методу построения трехмерной модели.

Упражнение 2. Работа с панелью навигатора и навигатором изображения

Панель навигатора является средством мгновенного доступа к изображениям этажей, планов, фасадов, разрезов, 3D-проекций и их фрагментов. Использование панели навигатора наиболее эффективно при работе над большими проектами. В отличие от предыдущей версии, когда выбор изображения и его просмотр производились на одной панели, в ArchiCAD 8 эти операции выполняются в раз-личных местах — выбор изображения осуществляется на панели навигатора (см. рис. 1.31), просмотр — на панели навигатора изображения (см. рис. 1.32)

Для вызова панели навигатора или панели навигатора изображения следует щелкнуть на соответствующей кнопке в левой нижней части либо окна плана этажа, либо окна разреза/фасада, либо 3D-окна (см. рис. 1.18–1.20). Еще один способ их вызова — выбор соответствующих команд, Show Navigator (Показать навигатор) или Show Navigator Preview (Показать навигатор изображения), из подменю Widows• Floating Palettes (Окно4Плавающие палитры). В нашем проекте эти панели уже открыты, поэтому вызывать их не нужно.

Переключение между разделами панели навигатора осуществляется с помощью кнопки, расположенной в левом верхнем углу панели. Причем каждая новая проекция будет называться по-другому. Панель навигатора содержит две вкладки: Project Map (Состав проекта)и View Sets (Перечень видов). Обе вкладки имеют древовидную структуру. На вкладке Project Map (Состав проекта) представлены элементы, которые может содержать проект (этажи, разрезы/фасады, чертежи деталей, 3Dизображения, списки элементов и компонентов, различного рода дополнительная информация), а также раздел Help (Помощь), а на кладке View Sets (Перечень видов) (рис. 5.7) — дерево с папками, содержащими наборы видов для иллюстрации выполняемых этапов проекта (планы этажей, разрезы/фасады, 3D-виды).

  1. Работая в окне плана этажа, равно как в окне разреза/фасада или 3D-окне, текущее изображение можно добавить в набор видов навигатора — в таком случае вы сможете в любой момент быстро перейти к нему. Сохранение изображения из 3D-окна производится следующим образом. Перейдите на вкладку View Sets (Перечень видов) панели навигатора, выделите папку 3D-изобра-жения, щелкните на кнопке4, находящейся в правом верхнем углу вкладки, и из предложенного перечня выберите команду Save Current View (Сохранить текущий вид).
  2. В открывшемся диалоговом окне Save Current View (Сохранить текущий вид) (рис. 5.8) введите название вида и щелкните на кнопке Save (Сохранить).

    После этого в папке 3D-изображения появится изображение с указанным именем (рис. 5.9). Для того чтобы перейти от одного вида к другому, достаточно дважды щелкнуть мышью на его имени. Таким же способом любой вид можно сохранить и из окна плана этажа, и из окна разреза/фасада.
    • Stories (Этажи) — список заданных этажей проекта (при выборе этажа его схематичный план отображается на панели навигатора изображения);
    • Sections/Elevations (Разрезы/Фасады) — список разрезов, построенных с помощью инструмента Sections/Elevations Tool (Разрезы/Фасады) (при выборе разреза его уменьшенная копия отображается на панели навигатора изображения);
    • Details (Детали) — набор созданных детальных чертежей;
    • 3D — виды перспективной и параллельной проекций, траектории обхода камер, а также сцены и объекты виртуальной реальности;
    • Lists (Списки) — подготовленные списки элементов, компонентов и зон;
    • Info (Инфо) — заметки по проекту и отчет о проведенных операциях;
    • Help (Помощь) — информация об ArchiCAD, ссылка на сайт фирмы Graphisoft и справка.
  3. Двойным щелчком выберите первую ветвь раздела 3D. На навигаторе изображения появится план текущего этажа, а также будет указано месторасположение камеры и точка ее фокуса (рис. 5.10). 3D-окно при этом перейдет в режим перспективной проекции.
  4. С помощью нижних кнопок панели навигатора изображения измените (уве-личьте либо уменьшите) угол просмотра камеры. Это же действие можно произвести и с помощью соседнего ползунка. Обратите внимание на то, как при этом изменяется изображение в 3D-окне. Вы можете выполнить эти же действия с противоположным концом линии, на котором располагается значок камеры. Аналогичным образом изменится и изображение в 3D-окне.
  5. В правом нижнем углу навигатора изображения щелкните на кнопке4,ина экране появится список, в котором можно выбрать различные параметры изображения (рис. 5.11).
  6. Выберите команду Show from Side (Показать боковой вид), и навигатор изображения покажет, как будет размещена камера в вертикальной плоскости относительно здания (рис. 5.12).
  7. С помощью кнопок • и • поднимите или опустите камеру на нужную высоту. Это можно сделать и с помощью мыши — просто перетащите камеру вверх или вниз. Чтобы вернуться к предыдущему виду, выберите в списке параметров изображения команду Show from Top (Показать сверху).
  8. Двойным щелчком выделите вторую ветвь раздела 3D, при этом в навигаторе изображения появятся изображения объекта и камеры зрителя с возможной траекторией передвижения (рис. 5.13).
  9. Щелкните на камере кнопкой мыши и, не отпуская ее, начинайте передвигать камеру вокруг дома. Изображение в 3D-окне будет меняться, как вы догадываетесь, в соответствии с положением камеры.
  10. В правом нижнем углу навигатора изображения щелкните на первой кнопке4, и вы получите список доступных аксонометрических видов (рис. 5.14).
  11. Щелкните на второй кнопке4, и перед вами отобразится тот же список параметров изображений, который вызывался для перспективных изображений (рис. 5.12). Для установления динамической связи между навигатором изображения и собственно 3D-окном при перемещении камеры здесь необходимо выбрать пункт Real-time zoom (Увеличение в реальном времени) или Auto zoom (Автоувеличение). В первом случае изображение в 3D-окне будет изменяться во время перемещения камеры с помощью мыши, а во втором — только после завершения ее перемещения. Если выбрать пункт Double-click to zoom (Увели-чение по 2-му щелчку), то все изменения в 3D-окне произойдут только после щелчка на кнопке Go (Пуск), расположенной в правом верхнем углу панели изображения.
  12. Выберите из списка параметров изображений пункт Show Actual Preview (Показать реальный образец) (см. рис. 5.11), и в навигаторе изображения появится миниатюрная проекция 3D-модели (рис. 5.15). Для того чтобы вернуться к стандартному виду окна для управления аксонометрической проекцией, выберите пункт Show from Top (Показать сверху).






На этом мы завершаем рассмотрение панелей навигатора и навигатора изображения. Следует лишь отметить, что панель навигатора располагает и некоторыми другими возможностями, но сейчас о них упоминать не имеет смысла. Для продуктивной работы с проектом вполне достаточно полученных сведений.

Упражнение 3. Установка параметров параллельной проекции

Режим параллельной проекции эффективен при работе с моделью. В данном режиме вне зависимости от расстояния между целью и камерой сохраняется единый принцип построения изображения, а именно — все линии проекции параллельны. Это позволяет сохранить неподвижной точку фокуса (схода) при вращении камеры вокруг объекта.

ArchiCAD дает возможность настраивать все параметры параллельной проекции: расположение камеры в пространстве, положение ее фокуса, угол зрения (обзора), угол падения солнечных лучей, а также предоставляет 11 стандартных видов и возможность добавлять собственные. Чтобы настроить параметры параллельной проекции, выполните следующие действия.

  1. Откройте диалоговое окно настройки параметров параллельной проекции (рис. 5.16), выполнив команду Image43D Projection Settings (Визуальзация• Параметры 3D-проекции) или щелкнув на кнопке с изображением осей координат на пиктографическом меню команд. Для быстрого доступа к этой команде используется комбинация клавиш Ctrl+Shift+3.
  2. Установите следующие параметры для параллельной проекции:
    • угол между осью Xобъекта и осью окна просмотра — 25, координата — 800;
    • угол между осью Yобъекта и осью окна просмотра — 160 , координата — 750;
    • угол между осью Zобъекта и осью окна просмотра — 90 , координата — 900;
    • Azimuth (Азимут камеры) — 225 ;
    • Sun Azimuth (Азимут солнца) — 275 ;
    • Sun Altitude (Угол наклона солнца к горизонту)—25 .
    Первые три установки легко произвести с помощью мыши, перетаскивая координатные оси в окне просмотра текущего положения модели. Азимуты камеры и солнца также можно настроить с помощью мыши, перетаскивая изображения камеры и солнца в окне просмотра.
  3. Сохраните все выполненные установки, чтобы при надобности их можно было быстро восстановить. Для этого посредством щелчка на кнопке Pre-Sets (Переустановки) откройте диалоговое окно Pre-Sets Projections (Переустановки проецирования), представленное на рис. 5.17.
  4. Щелкните на кнопке Add Current Projection (Добавить текущую проекцию),ина экране появится окно для ввода названия проекции (рис. 5.18).
  5. Введите название проекции, и после щелчка на кнопке OK оно отобразится в списке уже имеющихся проекций. Для удаления проекций используется кнопка Clear (Очистить), которая становится активной при выборе определен ной проекции в списке. Кнопка Set to Current Projection (Задать текущую проекцию) переопределяет выделенную проекцию, присваивая ей параметры, установленные в диалоговом окне настройки параметров параллельной проекции.
  6. Щелкните на кнопке OK в окне переустановки параметров проецирования, и установки текущей проекции будут сохранены, а следовательно, вы в любой момент сможете ими воспользоваться.




    ПРИМЕЧАНИЕ
    Добавление проекции осуществляется аналогично добавлению текущего вида к набору видов изображений на панели навигатора.
  7. В диалоговом окне настройки параметров параллельной проекции щелкните на кнопке OK. Модель будет перерисована (с обновлением параметров камеры), однако для применения новых настроек азимута и угла падения солнечных лучей ее необходимо перестроить. Для этого щелкните на кнопке с изображением кирпичиков на пиктографическом меню или выберите в контекстном меню команду Rebuild 3D Model (Восстановить 3D-Модель). Вы обнаружите, что освещение изменилось.
В диалоговом окне настройки параметров параллельной проекции имеется кнопка More Sun (Солнце), которая открывает диалоговое окно настройки дополнительных параметров солнечных лучей. Мы ограничимся произведенными настройками, а настройку параметров солнечных лучей выполним позже, на одном из следующих занятий.

Теперь рассмотрим панель 3D-навигации в режиме параллельной проекции. Как она выглядит в этом случае, показано на рис. 5.19.

Перемещать камеру вокруг модели можно по любой оси в двух разных системах координат, которые используются для навигации в режиме параллельной проекции. Начало обеих систем находится в центре экрана монитора. В первой системе, жестко связанной с моделью, оси расположены в соответствии с планом этажа, а во второй, зрительской, в соответствии с экраном монитора: ось Xпараллельна горизонтали экрана, ось Z— вертикали, а ось Y— перпендикулярна плоскости экрана. Для перемещения взгляда необходимо перейти в режим вращения параллельной проекции и с помощью курсора изменить угол поворота. Это делается с использованием кнопок, расположенных на палитре 3D-навигации.

Рассмотрим назначение каждой такой кнопки.

Режим просмотра и выделения. Перемещение курсора в пределах 3D-окна не влияет на положение модели, но дает возможность выделять различные элементы.

Режим вращения 3D-модели проекта относительно координатных осей. Оси вращения определяются одной из описанных ниже кнопок, а направление и скорость вращения — перемещением курсора мыши при нажатой левой кнопке.

Если в режиме вращения эта кнопка нажата, то перемещение курсора в вертикальной плоскости вращает модель вокруг оси X. Перемещение курсора в горизонтальной плоскости приводит к вращению модели вокруг оси Z, а перемещение курсора в той же, горизонтальной, плоскости при нажатых левой кнопки мыши и клавиши Shift — к вращению модели вокруг оси Y.

Если в режиме вращения эта кнопка нажата, то перемещение курсора при нажатой левой кнопке мыши в вертикальной плоскости вызывает вращение модели вокруг оси X'. Перемещение курсора в горизонтальной плоскости приводит к вращению модели вокруг оси Z', а перемещение курсора в горизонтальной плоскости при дополнительно нажатой клавише Shift — к вращению модели вокруг оси Y'.

Предназначена для выбора фронтальной плоскости. После нажатия этой кнопки необходимо щелчком мыши указать плоскость или грань, которая в модели будет фронтальной.

Используется для восстановления нарушенной вертикальности ребер при сохранении текущего азимута линии наблюдения. С помощью данной кнопки программно производятся повороты вокруг осей X(X')и Y(Y') на углы, при которых ось Zсовпадает с осью Z'. Применяется в случае дезориентации зрителя в результате многочисленных поворотов модели.

Позволяет перейти к боковому виду при сохранении текущего азимута линии взгляда.

Упражнение 4. Установка параметров перспективной проекции

В перспективной проекции размер изображения зависит от расстояния между целью и камерой и от угла обзора, так как здесь все линии проекции сходятся в одной точке. Данный вид проекции незаменим при необходимости получить реальное изображение объекта в экстерьере либо просмотреть помещение изнутри.

В ArchiCAD настройка параметров перспективной проекции выполняется ана-логично настройке параметров параллельной проекции.

  1. Откройте диалоговое окно настройки параметров параллельной проекции (см. рис. 5.16) одним из стандартных способов, описанных в предыдущем упражнении.
  2. Щелкните на кнопке Perspective Settings (Параметры перспективной проекции), в результате откроется диалоговое окно настройки параметров перспективной проекции (рис. 5.20).
  3. Установите следующие параметры для перспективной проекции:
    • Camera Z (Высота камеры) — 11 000 мм;
    • Target Z (Высота цели) — 4500 мм;
    • Distance (Расстояние от камеры до цели) — 13 000 мм;
    • Azimuth (Азимут камеры) — 225 ;
    • Sun Altitude (Угол наклона солнца к горизонту)—25 ;
    • Sun Azimuth (Азимут солнца) — 275.

    Дистанцию, а также азимут камеры можно установить прямо в окне предварительного просмотра текущего положения камеры и солнца. Эта область схожа с панелью навигатора изображения при рассмотрении перспективной проекции, за исключением того, что в данном случае приводятся параметры солнца. Азимут солнца с помощью мыши настраивается так же, как и азимут камеры. Точку цели необходимо навести на угол здания, который находится в начале координат.
  4. Щелкните на кнопке OK, сообщив тем самым системе, что настройка параметров завершена. После этого 3D-окно будет переведено в режим отображения перспективной проекции (рис. 5.21). При необходимости перейти от одного вида 3D-проекции к другому используйте навигатор или кнопку с изображением куба, расположенную на панели 3D-навигации.
Чтобы перейти в диалоговое окно настройки параметров параллельной проекции, нужно в диалоговом окне настройки перспективной проекции (см. рис. 5.20) щелкнуть на кнопке Parallel Projections (Параллельное проецирование), а чтобы, наоборот, перейти в диалоговое окно настройки параметров перспективной проекции, нужно щелкнуть на кнопке Perspective Settings (Параметры перспективной проекции).

Рассмотрим панель 3D-навигации в режиме перспективной проекции. Как она теперь выглядит, показано на рис. 5.22.

Работа с перспективной проекцией начинается с определения линии взгляда. В программе ArchiCAD ее можно задать разными способами, выбрав одну из следующих кнопок.

Расстояние от точки расположения камера до точки цели остается неизменным; при перемещении камеры положение точки цели меняется таким образом, чтобы выполнялось данное условие.

Точка цели всегда неподвижна; при любом перемещении камеры координаты цели остаются неизменными. В зависимости от того, какой способ построения выбран, меняются изображения на кнопках панели 3D-навигации в области Editin-Motion (Редакт./Обзор), а следовательно, и действия, реализуемые в результате щелчков на этих кнопках. Пере-числим функции, которые программа выполняет при выборе первого способа определения линии взгляда.

Перемещение курсора в вертикальной плоскости при нажатой левой кнопке мыши приводит к параллельному перемещению камеры и цели в направлении линии взгляда (расстояние между камерой и целью не меняется); при перемещении курсора в горизонтальной плоскости при нажатой левой кнопке мыши камера и цель начинают вращаться вокруг оси Zкамеры.

Перемещение курсора в вертикальной плоскости приводит к перемещению камеры вверх либо вниз, цель находится вне плоскости движения камеры и перемещается с сохранением расстояния до камеры и направления линии взгляда; при перемещении курсора в горизонтальной плоскости камера таким же образом движется вправо либо влево.

Перемещение курсора в вертикальной плоскости приводит к перемещению цели вверх либо вниз по меридиану сферы (камера при этом находится в центре сферы); перемещение курсора в горизонтальной плоскости приводит к перемещению цели вправо либо влево по параллели сферы.

В случае выбора второго способа определения линии взгляда кнопки на панели

3D-навигации выполняют несколько иные функции. При перемещении курсора в вертикальной плоскости камера движется в горизонтальной плоскости в направлении линии взгляда; цель при этом неподвижна. Если камера устанавливается точно над целью, ее дальнейшее поступательное движение становится невозможным. При перемещении курсора в горизонтальной плоскости камера вращается вокруг цели.

При перемещении курсора в вертикальной плоскости камера передвигается вверх либо вниз, а при его перемещении в горизонтальной плоскости — вправо либо влево по спиральной траектории.

Перемещение курсора в вертикальной плоскости приводит к перемещению камеры вверх либо вниз по меридиану сферы. Цель при этом находится в центре сферы. В результате перемещения курсора в горизонтальной плоскости камера перемещается вправо либо влево по параллели сферы.

При необходимости в процессе работы перейти к какой-то определенной, ранее заданной, проекции можно воспользоваться кнопками, перечисленными ниже. Выбор фронтальной плоскости. Щелкните сначала на данной кнопке, а затем на плоскости, которую необходимо сделать фронтальной (аналогичная кнопка существует для параллельной проекции).

Установка точки цели. После щелчка на данной кнопке укажите точку, которую необходимо принять за новую цель.

Установка камеры на высоте цели (в режиме неподвижной цели).

Установка высоты цели равной высоте камеры (в режиме подвижной цели).

Восстановление нулевого угла поворота камеры относительно линии взгляда. При этом линия горизонта возвращается в горизонтальное положение.

Упражнение 5. Создание и редактирование элементов модели

Используемая в ArchiCAD концепция виртуального здания позволяет строить в 3D-окне любые конструктивные элементы, а также размещать трехмерные биб-лиотечные элементы объектов. Поскольку в 3D-окне работа ведется в трехмерном пространстве, непосредственно в рабочем окне графически можно задавать не только габариты и местоположение создаваемых элементов на плане, но и их вертикальные размеры, а также расположение по высоте. При этом следует учи-тывать, что поскольку в 3D-окне фиксация курсора по координатным сеткам (шаговая или конструктивная) невозможна, для обеспечения точности работы координаты необходимо вводить вручную, а также нужно применять объектные привязки и использовать режимы гравитации.

Однако мы пока что не будем работать в 3D-окне — воспользуемся этой возможностью во время проектирования крыши планируемого коттеджа.

В 3D-окне можно выполнять любые операции редактирования, рассмотренные на предыдущих занятиях. Причем механизм их реализации в этом и других ра-бочих окнах почти аналогичен. Как и в случае создания элементов, для обеспече-ния большей точности при редактировании координаты следует задавать путем введения их числовых значений и использовать привязку курсора к существующим элементам.

Главной особенностью редактирования элементов в 3D-окне является возможность использовать для этой цели особую функцию указателя, заключающуюся в том, что при щелчке кнопкой мыши на узловой точке или ребре выделенного элемента на экране появляется панель редактирования элемента (рис. 5.23), где можно выбрать тип выполняемого действия:

  • перемещение;
  • изменение возвышения элемента;
  • горизонтальное растяжение элемента;
  • вертикальное растяжение элемента.
При работе с некоторыми элементами на панели редактирования появляется дополнительная кнопка со стрелкой и прямоугольником, в результате щелчка на которой открывается доступ к специфическим методам редактирования создаваемого элемента.

Как было сказано на предыдущем занятии, нам необходимо избавиться от частей колонн, которые выступают над перекрытиями на первом и втором этажах. Для этой цели можно применить операцию логического вычитания элементов. Операция осуществляется следующим образом.

  1. Перейдите на первый этаж и в окне плана этажа выделите все элементы с помощью указателя или команды Edit4Find & Select (Редактор4Найти и выделить) (для ее вызова можно воспользоваться комбинацией клавиш Ctrl+Shift+A).
  2. Перейдите в 3D-окно. В нем должны отображаться только выбранные элементы, то есть элементы первого этажа (рис. 5.24). Выделите перекрытие первого этажа и все колонны, которые необходимо модифицировать (обязательно сначала выделите перекрытие, а затем колонны). Для этого с помощью мыши последовательно укажите все требуемые элементы при нажатой клавише Shift.
  3. Выберите команду Edit4Solid Element Operations (Редактор4Операции с объемными элементами), и перед вами откроется диалоговое окно настройки параметров логических операций над элементами (рис. 5.25).
  4. Поочередно щелкните на кнопках Get Target Elements (Получить элементы-це-ли)и Get Operator Elements (Получить элементы-операторы).
  5. Щелкните на кнопке Execute (Выполнить), и те части колонн, которые пересекались с перекрытием, будут удалены (рис. 5.26).
  6. Перейдите на второй этаж и еще раз выполните действия, перечисленные в пунктах 2–6.

Следует отметить, что всего в программе можно задать пять типов логических операций с твердотельными элементами. Вычитание: из элемента-цели вырезается та часть, которую занимает эле-мент-оператор.

Извлечение с предыдущим вытеснением: из элемента-цели вырезается та часть, которую занимает элемент-оператор, и все, что находится выше. Извлечение с последующим вытеснением: из элемента-цели вырезается та часть, которую занимает элемент-оператор, и все, что находится ниже.

Пересечение: получаем часть элемента-цели, которая является, во-первых, общей и для цели и для оператора, во-вторых, местом пересечения с эле-ментом-оператором.

Добавление: получаем элемент, который был создан в результате объединения элемента-цели и элемента-оператора. Переключатели, находящиеся в нижней части окна (см. рис. 5.25), позволяют выбирать материал покрытия, который будет присвоен элементам-целям: такой же, как и у элементов-операторов, или свой собственный.

Таким образом, с помощью операций над твердотельными элементами можно создавать объекты самых разнообразных форм.

Подведение итогов

На этом занятии были рассмотрены методы отображения модели в 3D-окне, а также способы задания и построения объемной модели. Вы научились работать с панелью навигатора и навигатором изображения, настраивать параметры параллельной и перспективной проекций, использовать стандартные виды, создавать и сохранять свои, а также редактировать элементы в 3D-окне с помощью курсора и с использованием логических операций над твердотельными элементами.

Книги
Компьютеры
Экономика
Психология
Популярная психология
Юридическая
Периодика
Медицина
Оздоровление
Образование
Воспитание
Домоводство
Гуманитарная
Книга
О книге
Содержание
Отрывок
издательство | каталог | отдел сбыта | обратная связь | webmaster



Авторские права охраняются.
Воспроизведение материалов или их частей в любом виде без письменного разрешения запрещено!
© 1997-2004, Издательский дом "Питер"

Санкт-Петербург
пр. Бол. Сампсониевский 29а
тел. (812)-703-7374
Москва
тел. (095)-777-5467
e-mail: sales@piter.com, postbook@piter.com http://www.piter.com