всего книг 1544
новинок 161
бестселлеров 239

Издание: Компьютерная обработка информации. Допечатная подготовка: Учебное пособие (+СD)

Глава 1

Макетирование

Как создается полиграфическая продукция

Рассмотрим общую схему получения полиграфической продукции с применением офсетной печати. Офсетная печать — наиболее распространенный на данный момент способ печати больших тиражей, отличающийся низкой конечной себестоимостью и хорошей скоростью при достаточных тиражах. Данная технология не подходит для печати тиражей маленького объема, потому что в этом случае печать получается слишком дорогой.

Создание публикации от замысла до печати

Итак, сначала рождается замысел полиграфической продукции. Затем следует разработка общей идеи дизайна, подбор иллюстраций, верстка материала, то есть создание готового макета. Успешное создание макета зависит не только от профессионализма задействованных специалистов допечатной подготовки, но и от согласованности их действий с заказчиком.

Еще на стадии обдумывания будущего проекта вы должны знать о способе его тиражирования, учитывать возможности и ограничения выбранного метода печати. Мастерство специалиста по допечатной подготовке заключается в предвидении того, как окончательно реализуется замысел заказчика. Необходимо подобрать подходящую бумагу, использовать выигрышные стороны выбранного способа печати, и при этом сохранить работу в общем стиле.

Итогом допечатной подготовки является вывод созданной публикации в PostScript-файл, который можно будет перенести на фотоформы (пленки).

Фотоформа (пленка) и печатная форма

Печатная форма в общем случае — это поверхность пластины, плиты или формного цилиндра, изготовленных из разных материалов (светочувствительного слоя или фотополимера, металла, пластмассы, бумаги, дерева, литографского камня), которая служит для образования и сохранения изображения в виде отдельных участков, воспринимающих печатную краску (печатных элементов) и не воспринимающих печатную краску (пробельных элементов). Например, для печати относительно небольших тиражей применяют полимерные и бумажные пластины. Они недолговечны и, как правило, не используются для полноцветной печати. Офсетная пластина — это обычно прямоугольный алюминиевый лист, покрытый специальным фоточувствительным слоем.

Печатные элементы образуют изображение на печатной форме. Они воспринимают краску и передают ее на бумагу или на промежуточное звено (например, офсетное полотно), создавая в процессе печатания цветное изображение на оттиске.

Пробельные элементы являются фоном для изображения на печатной форме. Они не воспринимают краску. Чем четче граница между пробельными и печатными элементами, тем качественнее печатная форма.

Тиражестойкостью называется количество качественных оттисков, которое можно получить в процессе печатания до размывания границ между пробельными и печатными элементами.

Разделяют четыре основных способа печатания: высокий, плоский (офсетный), глубокий и трафаретный. Различаются они расположением печатных и пробельных элементов на печатной форме (рис. 1.1).

Традиционные способы печати

Рис. 1.1. Традиционные способы печати

Фотоформа в полиграфии — это однокрасочный негатив, подготовленный для изготовления печатной формы. К фотоформам относятся не только фотоизображения, но и изображения, изготовленные на прозрачных материалах с применением непрозрачных красок, например, чертежи, изготовленные тушью на прозрачной недеформирующейся пленке или диапозитивы, отпечатанные на прозрачной пленке на лазерном принтере.

По виду изображения фотоформы можно разделить на негативные (обратные по тонопередаче оригиналу) и позитивные (идентичные по тонопередаче). По полярности изображения фотоформы делятся на прямые и зеркальные. Например, изображение для изготовления печатных форм офсетной печати должно быть на фотоформе зеркальным (нечитаемым) по отношению к оригиналу. Для способов высокой классической и глубокой печати изображение на фотоформе должно быть прямым (незеркальным, читаемым) по отношению к оригиналу.

Для вывода готового макета на пленки чаще всего используется фотонаборный автомат (ФНА) либо специальный лазерный принтер. При полиграфической печати для получения цветного оттиска все составляющие цвета печатаются по очереди (в случае однокрасочной печатной машины), то есть печать осуществляется в несколько прогонов. Если печатная машина имеет четыре секции (по одной для каждой краски, которая наносится поочередно), печать производится в один прогон. Но в обоих случаях используется синтез цвета при помощи триадных красок (голубая, пурпурная, желтая и черная). Цвета, получаемые таким образом, называются составными (Process Color). Допустим, публикация содержит всего два цвета, которые задает сама краска, полученная путем предварительного смешивания некоторых базовых красок в смесителе. Называется такая краска смесевой, простой, заказной или плашечной (Spot Color). В этой ситуации печать проводится два прогона (по количеству используемых красок). Не зависимо от того, какие краски применяются (составные или смесевые), необходим вывод пленок по каждому из составляющих цветов (CMYK) и по каждому плашечному цвету.

ПРИМЕЧАНИЕ

Все названия смесевый, заказной, простой, плашечный — синонимы. Далее мы будем называть цвет плашечным, а краски, с помощью которых этот цвет был получен — смесевыми. Цвета, получаемые с помощью голубой (C), пурпурной (M), желтой (Y) и черной красок (K), будем называть составными, а сами эти краски —триадными.

Использовать или нет смесевые краски, вы должны решить еще до начала создания публикации, поскольку каждая смесевая краска печатается отдельным прогоном печатной машины и для нее выводится отдельная пленка. Возможно, это не предусмотрено той технологией, которая принята в типографии, где вы планируете размещать заказ. Тогда все цвета должны быть заданы в программе как составные (Process). Если же предполагается применить дополнительный прогон, соответствующие цвета должны быть заданы как плашечные (Spot).

Для расширения воспроизводимого диапазона цветов сейчас часто организуют печать расширенным набором красок. В системе PANTONE Hexachrome к базовым цветам (голубому, пурпурному, желтому и черному) добавлены оранжевый и зеленый. Правда, применение шести цветов при традиционном (амплитудно-модулированном) способе растрирования ограничено тем, что углы поворота растра совпадают соответственно у голубого и оранжевого и у пурпурного и зеленого цветов. Это ограничение отсутствует при частотно-модулированном (стохастическом) растрировании. О способах растрирования читайте в главе 4.

ФНА выводят изображение отдельных цветов на пленки с точностью расположения до нескольких микрон и с высоким разрешением. Сейчас роль ФНА несколько уменьшилась в связи с появлением новых технологий, таких как прямой вывод на формы и прямая печать.

В случае прямого вывода на формы стадия пленки пропускается, так как экспонирование выполняется сразу на форму. Вывод печатной формы непосредственно, минуя пленки, означает переход от ручного метода монтажа печатных листов к электронному, а также к электронному выводу печатных форм. Этот процесс предполагает, что весь материал издания поступает в типографию в электронном виде.

Печатные формы в этом случае обеспечивают более высокое качество печати. Нет ручного метода монтажа пленок, поэтому точность совмещения выше по сравнению с традиционным процессом работ. Полностью электронный производственный процесс легче контролируется, что сокращает количество ошибок. С исключением пленок из технологического процесса отпадает необходимость в выводных устройствах и химических реактивах. При технологии прямой печати растровые данные передаются прямо на печатную машину.

Естественно, оба эти метода дают экономический выигрыш за счет отказа от пленки, химикатов, обработки отходов. И следовало бы ожидать полного отказа от ФНА. Но этого не произошло, пленка до сих пор остается актуальной. Прежде всего, потому, что ФНА значительно дешевле систем прямого экспонирования аналогичного формата, технологический процесс на базе пленки более гибкий и дает возможность компоновать формы любого формата. И последнее — применение ФНА предполагает традиционный производственный процесс, хорошо отлаженный и знакомый тем, кто занимается допечатной подготовкой, поэтому он не требует специального переобучения.

Поскольку пленочные ФНА все еще занимают значительное место в полиграфии и, более того, продолжают развиваться, будем рассматривать именно эту технологию.

Основные требования, предъявляемые к ФНА

Основной параметр ФНА — это возможный формат вывода. Формат должен перекрывать запечатываемую область печатных машин с учетом приводочных меток, расстояния от них до начала печатаемой области и контрольных шкал. Область экспонирования ФНА должна превышать длину и ширину запечатываемой области минимум на 5–10 мм.

Следующий важный параметр ФНА — разрешение. Но даже при одинаковом разрешении фотоформы, полученные на разных ФНА, дают печатную продукцию разного качества. Причина — несовмещение фотоформ (этот параметр зависит от фирмы-изготовителя и от профессионализма работников типографии) и, как следствие, несовмещение печатных форм. Максимальная величина несовмещения определяет также и реально достижимую линиатуру печати. Считается, что точность совмещения должна быть не ниже четверти величины растровой точки. Допустим, вывод происходит с линиатурой 200 lpi. В этом случае печатные формы должны быть совмещены с погрешностью не более 30 мкм.

Параметром ФНА, определяющим точность совмещения фотоформ, является повторяемость. Она указывает, на какую максимальную величину не совместятся приводочные метки (кресты совмещения). Лучшее значение повторяемости для современных барабанных ФНА — 5 мкм на восьми последовательно выведенных фотоформах максимального формата.

Для качественной печати большое значение имеет вид растровой точки на фотоформе. Растровая точка должна иметь равномерную оптическую плотность внутри и четкие края (говорят, что точка должна быть жесткой). Жесткость растровой точки в значительной степени зависит от метода регулировки размера пятна лазера.

Таким образом, основными характеристиками ФНА являются формат, разрешение, величина повторяемости, точность и качество алгоритма растрирования, размер и жесткость точки. Кроме того, важно, чтобы ФНА мог работать с пленкой различных фирм. Калибровка аппарата при смене фирмы-производителя пленки не должна вызывать особых трудностей.

Стандартная рекомендация изготовителей ФНА — экспонирование цветоделенных фотоформ непосредственно друг за другом. В этом случае гарантируются паспортные характеристики повторяемости большинства ФНА. К сожалению, этот режим приводит к перерасходу пленки. Избежать перерасхода можно, используя программы электронного монтажа и спуска полос.

СОВЕТ
Обычно к несовмещению фотоформ приводит замена на новый рулон в процессе вывода. Если предполагается серьезная работа, выводите фотоформы в пустую приемную кассету. Не выводите цветные работы сразу после загрузки пленки в ФНА. Аппарату необходимо промотать до двух метров пленки, чтобы окончательно закончить процесс ее выравнивания по валам после загрузки.
Когда пленки готовы, их передают в типографию, где изображение с пленок переносят на печатные формы. При просвечивании через пленку ультрафиолетовым светом фоточувствительный слой пластины изменяет свойства, и в результате на ней остается четкий отпечаток изображения с пленки. Изготовленные таким образом печатные формы готовы для установки в печатную машину. Процесс печати достаточно сложен, поскольку необходимо учитывать определенный размер и толщину бумаги, точно совмещать цвета, следить за цветопередачей и т. д. Именно поэтому хороший печатник — немаловажный фактор при получении качественного оттиска.

Выходящий с печатной машины тираж является уже почти готовой продукцией. Для получения обыкновенных отпечатанных листов остается только разрезать тираж по нужному формату.

Способы печати

Как уже говорилось в начале этой главы, к основным видам печати относят высокую, глубокую, плоскую (офсет) и трафаретную (см. рис. 1.1). Все другие виды считаются специальными, не основными. На сегодняшний день в России наиболее популярны офсет, флексография и трафаретный способ печати. Кратко рассмотрим основные виды печати.

Высокая печать

Высокая печать подразумевает передачу текста и изображений на запечатываемый материал с печатной формы, на которой печатные элементы расположены выше пробельных элементов. При этом способе печати краска наносится на поверхность выступающих печатных элементов, а затем при соприкосновении с бумагой переходит на нее. Для полного перехода краски необходимо давление, поэтому давно, еще до изобретения печатных машин, для этой цели использовали пресс. Простейшими печатными формами можно считать перстни, с помощью которых государственные служащие ставили печать на расплавленном сургуче. Способ высокой печати, при котором печатная форма с текстом и изображениями вырезались на доске, называется ксилография.

Внедрение гибких полноформатных форм с маленькой глубиной пробельных элементов (0,4–0,7 мм) позволило высокой печати остаться актуальной и по сей день.

К достоинствам высокой печати можно отнести достаточно простой печатный процесс, легкие в изготовлении печатные формы, четкие начертания букв и контуров изображений на оттисках, стабильность качества во всем тираже.

Флексография

Этот способ печати появился в начале ХХ века и назывался в то время анилиновой печатью (от названия используемых красок). Сам термин флексография произошел от латинского слова flexus (гибкий), поскольку в технологии печати методом флексографии применяются гибкие полимерные формы. В основу флексографии заложен принцип высокой печати (можно сказать, что это разновидность высокой печати), при которой печатные элементы выступают над пробельными. Во флексографии используются жидкие краски, вязкость которых близка к вязкости воды.

Флексографские машины разрабатывались для печати на упаковочных материалах и получили широкое распространение с появлением крупных универмагов, когда возникла необходимость в качественной упаковке, этикетке, рекламе. Высокая скорость печатания на любых рулонных материалах, дешевые (на единицу продукции) печатные формы, возможность одновременно в одной машине печатать, лакировать, проводить тиснение и высечку, сделали этот способ печати актуальным при создании этикеток, обоев и разного рода упаковки.

Но не только упаковка, обои и этикетки печатаются на флексографских машинах. Это могут быть газеты и журналы, рекламная продукция, книги. В США, например, основная часть всех книг карманного формата печатается способом флексографии. Основными недостатками флексографии являются:
  • большое растискивание растровой точки
  • проблемы с печатью шрифтов маленького кегля
  • плохое воспроизведение теней и света
  • неэкономичность при маленьких тиражах.
К достоинствам флексографии относится отсутствие ограничений по типу запечатываемого материала. Другими словами, возможно применение бумаги, любого вида: картона, самоклеющихся материалов, металлической фольги, пленочных полимерных материалов любого типа и толщины. Можно печатать на нестандартных материалах с грубой фактурой (например, ткани) или на очень толстых материалах.

Эластичность формы позволяет печатать на материалах с такой грубой фактурой, на которой печать офсетным способом невозможна. Формы, используемые при флексографии имеют высокую тиражестойкость (на порядок выше офсетной формы). Использование жидкой водорастворимой краски делает флексографию незаменимой при изготовлении упаковки для пищевых продуктов.

Плоская печать

При плоской печати текст и изображения передаются на запечатываемый материал с помощью печатной формы, на которой печатные и пробельные элементы расположены практически в одной плоскости (поэтому и печать называется плоской) и обладают избирательными свойствами восприятия маслосодержащей краски и увлажняющего раствора.Плоская печать бывает двух видов: косвенная и прямая. Офсетный способ печати относится к способу плоской косвенной печати. Краска с печатной формы передается сначала на эластичный промежуточный носитель (резинотканевое офсетное полотно), а затем на бумагу.

Чтобы на печатной форме достигался эффект отталкивания краски, используются два метода, основанные на различном взаимодействии поверхности печатной формы и краски.

  • В традиционном офсете печатная форма покрывается увлажняющим раствором, который тонким слоем наносится на форму. Пробельные элементы воспринимают воду и не воспринимают краску (пленка увлажняющего раствора препятствует передаче краски), а печатные элементы, наоборот, воспринимают краску.
  • В сухом офсете (офсет без увлажнения) поверхность формного материала покрыта силиконовым слоем, что обеспечивает краскоотталкивающие свойства формы. Путем удаления силиконового слоя открывается поверхность печатной формы, воспринимающая краску.
Сейчас офсетная печать является самым распространенным по общему объему выпускаемой продукции способом печати. Газеты, книги, журналы, альбомы по искусству, всевозможная реклама — все это издается с помощью офсетной печати. Именно поэтому данный способ печати мы рассматриваем подробнее, чем все остальные. Печатные аппараты во всех машинах для офсетной печати состоят из формного цилиндра, офсетного цилиндра, обтянутого резинотканевым полотном, печатного цилиндра, несущего бумагу, и механизма натиска. Исходя из такого устройства печатной машины, общая схема традиционного офсета следующая.
  1. Создание печатных форм. С фотоформы изображение экспонируется на плоскую пластину со светочувствительным слоем, который подвергается фотохимической обработке. Печатные элементы пластины обрабатываются специальным покрытием, удерживающим краску и отталкивающим воду. Пробельные элементы покрывается составом, удерживающим воду и отталкивающим краску.
  2. Смачивание. Печатная форма монтируется на вращающийся цилиндр (формный цилиндр), к которому непрерывно поступает смачивающий раствор. Смачивается вся печатная форма, кроме участков, обработанных водоотталкивающим составом (печатные элементы).
  3. Нанесение краски. Красящий валик наносит на форму краску на масляной основе. Равномерный тонкий слой краски наносится на участки формы, обработанные водоотталкивающим составом, то есть на печатные элементы.
  4. Перенос краски. Офсетный цилиндр обтянут эластичным резинотканевым покрытием, на который переносится краска с печатной формы. Прижимаясь к бумаге, резинотканевое покрытие слегка деформируется (поскольку оно эластичное), поэтому изображение равномерно переносится как на гладкую, так и на текстурную бумагу.
  5. Печать. Бумага (листовая или рулонная) проходит между офсетным и печатным цилиндрами. Офсетный цилиндр прижимается к бумаге и оттискивает на ней окончательное изображение.
К достоинствам офсетного способа печати можно отнести разнообразие в компоновке различных элементов в пределах одной полосы, возможность двусторонней многокрасочной печати продукции в один прогон, наличие высокопроизводительного оборудования.

К прямому способу плоской печати относятся фототипия и литография, когда краска с печатной формы передается сразу на бумагу.

Фототипия — это безрастровый способ прямой плоской печати. На светочувствительный пигментно-желатиновый слой, находящийся на стеклянной основе, экспонируют негатив и сразу проявляют. Образуются области различной степени набухания желатина при контакте с водой. Печатная форма увлажняется, что приводит к различной степени восприятия краски ее участками. Оттиск, полученный этим способом печати, по качеству можно сравнить с фотографией. Фототипия —дорогой способ печати. Особенно хорошо он проявляет себя при печати цветных и черно-белых фотографий, карандашных рисунков, акварели.

Литография была изобретена А. Зенефельдером в 1796 году. Этот способ печати требует создания печатной формы на плоском литографском камне. Рисунок на форму наносится жирной специальной краской при помощи пера (для передачи тонких штрихов), кисти (для передачи плашек), литографского карандаша (для полутоновых изображений). Различные полутона достигаются с помощью различной силы нажима или нанесением дополнительных карандашных штрихов. Перед окрашиванием камень увлажняется, вследствие чего участки, свободные от изображения (пробельные элементы), не воспринимают краску. Такой способ печати, естественно, используется редко и только для изготовления авторских экземпляров.

Глубокая печать

Данный способ печати получил такое название из-за того, что печатная форма имеет печатные элементы, углубленные по отношению к пробельным элементам. Пробельные элементы на форме расположены в одной постоянной плоскости. На всю печатную форму при печати наносится краска, которая с пробельных элементов снимается тонкой стальной пластиной в виде ножа, называемого ракелем. Таким образом, краска остается только в углублениях. Печатная форма, рельеф которой полностью воспроизводит градацию тонов, изготавливается непосредственно на медной поверхности формного цилиндра.

Полутона на оттиске получаются за счет изменения толщины красочного слоя (различная глубина печатных элементов на форме изменяется в зависимости от насыщенности светотеней воспроизводимого изображения). Качество полутоновых и цветных изображений, получаемых способом глубокой печати, очень высокое благодаря большой частоте растра. Штриховые изображения и текст, наоборот, на оттиске получаются неровными, с зазубринами, а мелкий текст становится плохо читаемым. Если необходимо получить дорогое (подарочное) издание, используют комбинированный способ печатания издания: текст и штриховые изображения печатают высокой печатью, а полутоновые и цветные изображения — глубокой печатью.

Трафаретная печать (шелкография)

При трафаретной печати передача изображения на запечатываемый материал производится с печатной формы (трафарета), которая представляет собой тонкую сетку. Сквозь ячейки печатных элементов с помощью ракеля (в трафаретной печати ракель изготавливают из резины) продавливается печатная краска. Участки сетки, соответствующие пробельным местам изображения, покрывают непроницаемым для краски составом. Трафаретную печать называют также шелкографией.

Особенностью трафаретной печати является возможность получения более толстого красочного слоя, чем при других способах печати, поэтому она применяется для такой печати, которая должна быть устойчивой к внешним воздействиям (дорожные знаки, постеры для наружной рекламы, вывески, растяжки и т. д). Сетка печатной формы может облегать различные, и не только плоские, поверхности, поэтому способом трафаретной печати можно печатать на поверхности разной геометрической формы.

Ризография

Ризография относится к трафаретной ротационной печати. При этом способе печати используют печатные формы, изготовленные прожиганием лазером микроотверстий в формном материале для образования печатных элементов. Краска подается изнутри формного цилиндра под давлением. Технология создания формы выглядит так: оригинал сканируется, прожигаются отверстия в мастер-пленке. Некоторые модели ризографов имеют возможность печати сразу с компьютера.

Ризограф может печатать в несколько цветов (печать именно в несколько цветов, а не полноцветная печать), но использовать цвет в ризографе надо очень осторожно. Предварительно следует узнать, есть ли нужная краска там, где вы будете размещать заказ. Если вы используете в публикации несколько цветов, вы должны подать на печать столько оригиналов, сколько у вас цветов. Например, если листовка содержит черный текст с синим заголовком, необходимо подать на вывод 2 экземпляра: один с заголовком (заголовок должен быть черным, а не синим) и один с черным текстом.

ПРИМЕЧАНИЕ
Ризограф не допускает печать на глянцевой и мелованной бумаге, поскольку краска на основе глицерина, применяемая в ризографе, высыхает только на той бумаге, в которую может впитаться. Обычно ризография используется для печати простых документов с простой графикой и простыми иллюстрациями (без большого количества деталей).
Зная характерные признаки отдельных способов печати, вы можете определить, какой способ выбрать. В последние годы возможности получения качественной продукции классическими способами печати сблизились, поэтому визуально отличить друг от друга оттиски, полученные, например, способами плоской офсетной и высокой печати, не совсем просто. Это можно сделать только с помощью лупы. Если вам по качеству понравилось конкретное издание, уточните способ печати. Таким образом, вы получите ориентир при выборе того или иного способа печати. Хотя существуют и некоторые традиционные правила в зависимости от вида продукции.
  • Журналы с иллюстрациями печатают в основном способом офсетной плоской печати, что обеспечивает выполнение требований, предъявляемых к качеству журналов. Бумага обычно используется мелованная, это улучшает внешний вид продукции и позволяет применить высокую линиатуру растра.
  • Газеты, как правило, также печатаются способом офсетной плоской печати. В этом случае обязательно должна применяться бумага, предназначенная именно для данного способа печати. Иначе газетная бумага, не подходящая для такого производства, набухает при взаимодействии с увлажняющим раствором, что отрицательно сказывается на качестве печати.
  • Полноцветная рекламная продукция изготавливается либо на листовых офсетных машинах малого формата, либо методом трафаретной печати.
  • Книги производятся в основном способом офсетной плоской печати и способом высокой печати.

Основные характеристики бумаги

Как правило, бумагу для печати приобретает издательство или типография по согласованию с заказчиком, то есть с вами. Качество публикации во многом зависит от запечатываемого материала (бумаги) и способа печати, поэтому важно знать основные характеристики бумаги (равно как и способы печати) и определиться с выбором еще до начала работы над публикацией. Очень неприятно, когда уровень издания снижает неправильный выбор бумаги. Важно соблюдать те же правила, что и при выборе одежды: уместность, простота, сдержанность и, естественно, цена.

Основным свойством бумаги является масса (г/м2). Она определяет внешний вид публикации и способ печати. С некоторой долей приближения можно назвать этот параметр толщиной бумаги.

Плотность и пористость бумаги отражают ее структуру. Эти два параметра связаны между собой. Если бумага без покрытия, то при высокой плотности и небольшой пористости меньше будет и способность бумаги воспринимать краску. При низкой плотности и высокой пористости выше печатные свойства бумаги, а, значит, и процесс печати будет проходить стабильнее.

При увлажнении бумага деформируется, и ее прочностные свойства снижаются, а это в свою очередь приводит к дефектам печати. Параметр, определяющий способность бумаги поглощать воду при непосредственном контакте и из окружающего воздуха, называется деформацией при увлажнении . Для мелованных бумаг деформация при увлажнении не должна превышать 3%. Печать на бумаге с повышенной влажностью приводит к плохим оттискам, но и пониженное содержание влаги может вызвать определенные проблемы. Оптимальная влажность печатной бумаги составляет 6–8%.

Параметр, который называется разрывная длина и измеряется в метрах, является прочностной характеристикой бумаги. Он наиболее важен для рулонных бумаг. Это длина бумажной ленты, при которой она самопроизвольно оторвется от держателя. Для газетных бумаг эта величина составляет порядка 3000 м.

Свойство бумаги отражать падающий на нее свет рассеянно и равномерно по всей видимой части спектра называется белизной. Белизна зависит от того, как лист бумаги отражает цвет в глаза. Например, бело-голубой лист бумаги отражает больше света в сине-фиолетовом диапазоне видимого спектра. Для человеческого глаза бело-голубые тона, как правило, выглядят более яркими, чем на самом деле. Желтовато-белый лист бумаги лучше будет отражать цвета, расположенные в красно-оранжевом диапазоне видимого спектра. Такая бумага подойдет для печати изображений в “теплых”тонах. Нейтральный белый цвет листа отображает все цвета видимого спектра одинаково и обеспечивает самую точную цветопередачу.

Если белизна определяет качество (равномерность, рассеянность) отраженного света, то яркость характеризует количество света, отраженного от поверхности листа бумаги. Техническая ассоциация бумажной промышленности (TAPPI), ранжирует яркость по шкале от 0 до 100. Чем выше этот показатель, тем ярче бумага. Чем ярче бумага, тем выше контраст между изображением и бумагой, и выше интенсивность цвета.

Различимость текста и изображений с обратной стороны страницы определяет параметр, называемый прозрачностью . Степень прозрачности можно проверить на просвет или с помощью денситометра. Значение прозрачности должно составлять не менее 94%.

Косвенным свойством бумаги (зависит не только от бумаги, но и от краски, и от технологии печати) можно назвать растискивание . При соприкосновении с бумагой растровая точка изменяет форму и размер, что влияет на цветопередачу. Так, например, мелованная бумага впитывает краску в несколько раз слабее, чем газетная бумага.
ПРИМЕЧАНИЕ
Растискивание определяется двумя составляющими: естественная (неизбежная при офсетной печати) и побочная (возникающая из-за нарушения технологии). Естественное растискивание можно сравнить с расплющиванием капли краски под давлением в зоне печати. Величина растискивания зависит от свойств офсетной резины, свойств краски, от толщины красочного слоя, пористости и прозрачности бумаги. Побочное растискивание обусловлено различными дефектами печатной машины и нарушениями технологии.
Следует помнить, что каждый способ печати предъявляет определенные требования к используемым краскам и бумаге, хотя существует ряд требований, общих для всех видов печати. Одним из таких требований является оптическая однородность бумаги, используемой для выполнения одного заказа. Если бумага неоднородна по свойствам от партии к партии и от листа к листу, качество печати будет плохим. Это же относится к толщине, впитывающей способности по отношению к краске, гладкости бумаги.

При выборе бумаги для вашей публикации, кроме технических характеристик, необходимо учитывать и ряд следующих правил.

  • Цена готового издания. Нелепо печатать дешевую газету на дорогой бумаге, а альбом по искусству — на дешевой.
  • Срок использования издания. Например, листовка или календарь имеют короткую жизнь, а книга должна служить долго.
  • Способ использования издания. Если вы делаете плакат, который будет висеть на улице, надо позаботиться, чтобы он не слишком быстро выгорел на солнце. Если предполагается, что книга будет рассылаться почтой, бумага не должна быть слишком плотной, тяжелой.
  • Мелованную бумагу обычно выбирают, когда в издании планируется помещать высококачественные иллюстрации, рекламу дорогих товаров (например, каталоги одежды, ювелирных украшений, дорогие журналы, альбомы с репродукциями).
  • Серьезные деловые издания, в которых внимание сосредоточено на тексте, предполагают выбор менее дорогой и менее глянцевой бумаги, поскольку читаемость текста снижается при слишком блестящей бумаге.
  • Рекламные листовки предназначены для распространения информации, поэтому разумнее применять дешевые сорта бумаги.
  • Полноцветные календари, весящие на стенах, должны содержать как можно меньше бликов, чтобы легче их было читать с некоторого расстояния. Поэтому и бумага должна содержать меньше глянца. В этом случае подойдет матовая мелованная бумага. Она меньше других изменяет свой цвет под воздействием света, не желтеет, не сереет и легче других переносит колебания влажности воздуха.
Бумага (особенно дорогая) уже сама часто является элементом дизайна. Важно не увлечься имеющимся многообразием и грамотно оценить требования, предъявляемые к изданию, уместность использования того или иного сорта бумаги и свои материальные возможности. Производители бумаги обычно издают альбомы с различными образцами печати, с описанием технологических процессов и рекомендаций по печатной и послепечатной обработке. Такой альбом полезно иметь при разработке макета публикации. Если альбома нет, можно попросить в типографии образцы печати на конкретной бумаге.

Определение качества публикации

Перед началом работы важно определить, почему читатель нуждается в вашей информации. Зная потребности читателя, вы сможете полнее завладеть его вниманием.

Поток обрушивающейся на нас информации растет ежедневно, и все труднее выбирать, что прочесть, а что проигнорировать. На выбор влияет не только содержание, но и внешний вид публикации. Допустим, перед вами книги одинакового содержания, но разные по оформлению. Что определит выбор книги? Естественно, ее качество, удобство визуальной подачи материала и, возможно, цена. Но даже при устраивающей вас цене, если окажется, что текст трудно читать, цвета вызывают раздражение, иллюстрации плохо обработаны и не несут нужной информации, вы вряд ли остановите ваш выбор на такой книге. Необходимо помнить, что хорошее оформление не только удерживает внимание читателя, но и улучшает восприятие прочитанного. Однако не следует забывать, что любое излишество в печатном деле вредно и экономически, и технологически, и эстетически. Поэтому оптимальным следует считать такой результат, который достигается минимальными средствами.

Оформление публикации во многом зависит от ее предназначения, немаловажен и бюджет, а также актуальность. Привлекательная обложка, стильные шрифты заголовков, передача цветов, легкость восприятия текста (важно не только привлечь внимание внешним видом, но и удержать это внимание комфортностью чтения), хорошо обработанные и выразительные изображения и даже качество бумаги — вот те внешние факторы, которые привлекают читателя.

Если требуется придать публикации респектабельный вид (и материальные возможности позволяют) можно расширить используемый цветовой диапазон с помощью добавления дополнительных цветов (например, золота или серебра). Очень эффектно применение различных видов фактуры и цвета бумаги, покрытие различными видами лака и пленок, всевозможные высечки и тиснения.

Детальное планирование проекта до его разработки и выполнения — одна из самых главных задач дизайнера. Необходимо трезво оценить свои собственные возможности, как интеллектуальные, так и материальные и при планировании и разработке макета руководствоваться здравым смыслом, не забывая при этом, что незачем тратить больше, если разница в качестве отсутствует или очень незначительна.

Ваши партнеры и исходные данные

Основные параметры качества цветной печати: приводка, точность цветопередачи и стабильность этих параметров на протяжении печати тиража. От требований к качеству и срокам изготовления полиграфического продукта зависит выбор ваших партнеров. От их мастерства во многом зависит успех всего дела. Требования издательств обычно похожи на общие требования, предъявляемые к верстке, но при этом отличаются некоторыми дополнительными ограничениями, например, соответствие подаваемого размера верстки публикации формату, применяющемуся в издании. Как правило, рекламные блоки или размеры полос в любом периодическом издании строго стандартизированы и верстаются по заранее заготовленным шаблонам. Поэтому ваша задача — знать эти стандартные форматы и использовать только их.

От качества исходных материалов во многом зависит результат. Хороший слайд — самый оптимальный вариант. Можно применять фотографии, а вот от сканирования уже напечатанных изображений лучше отказаться, потому что они представляют не сплошное изображение, а набор точек растра, что может привести к появлению муара при печати. Впрочем, если вы используете такие изображения для публикаций не слишком высокого качества, то это допустимо, особенно, если их уменьшить в несколько раз.

Изображения, полученные в результате сканирования, нуждаются в дополнительной обработке. Коррекция цвета, настройка контрастности и других параметров должны производиться на качественной аппаратуре, с применением откалиброванного монитора (о калибровке монитора читайте в главе 3), иначе результат может быть непредсказуем.
СОВЕТ
В случае, если у вас нет возможности откалибровать монитор в соответствии с конкретным технологическим процессом, лучше воспользоваться услугами сервисного бюро.
Качество публикации, как уже говорилось выше, зависит и от запечатываемого материала. При выборе бумаги необходимо учитывать формат (он должен быть оптимальным для данного оборудования), плотность, оптические (белизна, непрозрачность, глянец, цвет) и технические свойства (гладкость, впитывающую способность).

Какую программу выбрать

Когда макет разработан, текст набран и отредактирован, обработаны изображения, необходимо выбрать программу макетирования. Самые общепризнанные — QuarkXpress, Adobe PageMaker и Adobe InDesign. Объясняется это просто: все они разработаны для макетирования страниц и последующего цветоделения. Это проверенные продукты, их возможности соответствуют требованиям, предъявляемым к программному обеспечению для макетирования страниц. В случае их использовании у вас не возникнет проблем в типографии. Применение стандартов в программном обеспечении означает уменьшение риска и затрат.

По последним сведениям, на долю QuarkXPress приходится около 60 % рынка цветной полиграфии, 30 % — на Adobe PageMaker и InDesign, остальная часть — на другие, менее известные пакеты. Для выпуска черно-белой продукции чаще всего используют PageMaker.

  • QuarkXPress. Компания Quark впервые вышла на рынок настольных издательских систем в 1987 году, предложив верстальщикам очень удобную и простую в пользовании программу. Основное преимущество этого пакета — продуманный интерфейс и мощные инструменты для работы, как с текстом, так и с иллюстрациями, а так же возможность работы с большими документами.
  • Adobe InDesign. Впервые программа появилась в 1998 году. Те, кто привык к продуктам фирмы Adobe, чувствует себя очень комфортно, работая в этом пакете. Но есть мнение, что InDesign еще несколько «сыроват». Дизайн, выполняемый средствами этой программы, почти полностью аналогичен Illustrator 9. К достоинствам пакета можно отнести то, что InDesign интегрирован с Illustrator и Photoshop, а это обеспечивает единую среду при работе над публикацией.
  • PageMaker. Компания Adobe в свое время приобрела программу PageMaker у компании Aldus, а затем выпустила обновленную версию этого пакета. Метод макетирования в PageMaker основан на позиционировании элементов на странице вручную. Естественно, в наше время с переходом полностью на компьютерную верстку такой метод не является лучшим. Управление публикацией тоже имеет недостатки. Например, сложно подгонять текст, приходится тратить время на поиск необходимого межстрочного расстояния. Привязка текста к сетке очень сложная, ею неудобно пользоваться. Отсутствуют средства создания кривых и расположения текста по ним, нет поддержки стилей для отдельных символов. Из преимуществ (касается PageMaker 6.5) можно отметить то, что это единственный среди всех программ верстки полностью русифицированный пакет, он достаточно надежен, имеет неплохое средство для спуска полос, несложный интерфейс, аналогичный во всех пакетах фирмы Adobe, что значительно упрощает работу в нем. В новой версии пакета — PageMaker 7 — изменений произошло немного. Основное отличие — поддержка родных форматов Photoshop 7 (в импортированных файлах из Photoshop сохраняются даже слои) и Illustrator 10, что, безусловно, удобно для верстальщиков. Больше возможностей появилось при создании файла PDF, так как в этой версии пакета имеется прямой доступ к настройкам Acrobat Distiller 5, который включен в состав PageMaker 7. Публикация, сохраненная в формате тегового PDF, не зависит от конкретной платформы, такая публикация может быть просмотрена на разных мониторах, при этом режим просмотра для каждого размера монитора определяется автоматически. Появилась возможность слияния данных, то есть экспортированную графику и текст из баз данных и электронных таблиц можно объединять в публикации в PageMaker 7. Практика показала, что дизайнер, освоивший одну из программ верстки, при необходимости легко перейдет на другие аналогичные программы. Учитывая, что пакет PageMaker 7 достаточно распространен в России, в этой книге будут рассматриваться приемы работы именно в нем.

    Какие требования предъявляются к макету

    Макет — это набор правил, согласно которым располагаются элементы страницы. Таким образом, макет — это основа верстки. Например, если взять какой-нибудь известный журнал, можно увидеть повторяющиеся элементы (расстояние между колонками текста, размер запечатываемой области полосы, отступы перед заголовками, размеры полей), одинаковые по всему журналу. Собственно это и есть макет журнала. Все периодические издания, независимо от их тематики, стиля оформления или периодичности выхода в свет, стремятся иметь запоминающийся и узнаваемый стиль. Оптимальный дизайн не просто определяет образ издания, от него зависит, сколько усилий вам придется потратить на выпуск каждого номера.

    СОВЕТ
    Если вы разрабатываете макет периодических изданий, старайтесь делать это так, чтобы впоследствии легко было сохранять соответствующий стиль от одного выпуска к другому.

    Зачем необходим макет? Он упорядочивает документ, делает его легко читаемым и удобным для восприятия. Вторая, не менее важная роль макета — это облегчение труда верстальщика. Ему не нужно задумываться над тем, как расположить элементы на странице, поскольку их положение жестко задано или определено макетной сеткой. Результатом четкого планирования публикации является единый шаблон или несколько шаблонов, по которым создаются все внутренние страницы.

    С чего начинается разработка макета

    В процессе разработки макета необходимо учесть общие элементы публикации. Сколько уровней заголовков вам понадобится? Как будет помещен текст на страницах? Полезно просмотреть макеты других изданий. Проанализируйте, что вам понравилось, а что нет. Не бойтесь экспериментировать на этапе разработки макета. Помните, что профессионализм приходит лишь с опытом.

    Читатели, как правило, просматривают издание перед покупкой, поэтому используйте наглядные способы оформления материала. Любая вещь (и книга в том числе) должна быть одновременно и практичной и красивой. Хороший дизайн публикации — это не роскошь, а в первую очередь удобство, и только потом — красота. В то же время дизайн публикации должен быть незаметным, он не должен стать самоцелью. Стиль оформления, компоновка материала должны соответствовать поставленным целям и предполагаемой аудитории. Любой прием оформления должен быть уместен, помогать воспринимать информацию, заострять внимание на главном. Оформление не должно отвлекать или раздражать.

    Главное отличие профессионала от новичка — умение создавать лаконичные работы. Если же вы новичок в этой области, старайтесь следовать традиционному стилю (не пытайтесь использовать все, что знаете), когда для оформления используются параметры, принятые по умолчанию. Это может показаться скучным, но застрахует вас от создания безвкусной работы. По мере накопления опыта можно поэкспериментировать и позволить себе большую свободу в применении различных элементов дизайна.

    Начинайте работу с разработки плана публикации на бумаге. Сделайте несколько эскизов того, что предполагается получить. Наброски будущей работы помогут выбрать способы подачи информации.

    Заранее обдумайте количество и вид используемых иллюстраций, их размещение в макете. Наличие иллюстраций влияет на бюджет и сроки. Продумайте вопросы, связанные со сканированием и обработкой иллюстраций, с изготовлением цветоделенных форм. Организации, которые вы собираетесь привлечь к работе (типография, изготовители цветоделенных форм, сервисные бюро), должны соответствовать вашим требованиям и возможностям.

    Наряду с общими рекомендациями существуют и более конкретные правила. Для начала необходимо определить, как будет выглядеть публикация. Строки на странице могут быть расположены по-разному. Расположение строк вдоль короткой стороны листа называется книжной ориентацией страницы, а вдоль длинной стороны — альбомной (рис. 1.2).

    Книжная и альбомная ориентация страницы

    Рис. 1.2. Книжная и альбомная ориентация страницы

    СОВЕТ
    При выборе соотношения размеров полей и текста на странице следует стараться достичь гармонии. Ширина полей, отделяющих текст на странице от краев листа, зависит от характера верстаемого текста и может быть разной с разных сторон листа.

    Если речь идет о единственной странице, содержащей текст целиком, то левое и правое поля должны быть достаточно узкими и иметь одинаковую ширину. Верхнее поле должно быть шире левого и правого, а нижнее шире верхнего. Рекомендуется следующая ширина (в относительных единицах): 3 для левого и правого поля, 5 — для верхнего, 8 — для нижнего.

    Правила для выбора размера полей книжных страниц несколько отличаются от приведенных выше правил для отдельных страниц текста. Здесь следует в первую очередь позаботиться о том, чтобы при развороте книги текст на смежных страницах выглядел бы симметрично. Похожие проблемы возникают при верстке любых многостраничных документов, если печать выполняется на обеих сторонах листа.

    ВНИМАНИЕ
    Наряду с требованиями эстетического характера к оформлению таких документов предъявляют и чисто технические требования. В частности, необходимо помнить, что часть внутреннего поля «поглощается» при подшивке. Если не учесть этой технологической особенности, текст окажется «стянутым» к корешку книги или даже частично попадет в переплет, что значительно затруднит чтение.

    Как правило, площадь, занятая набором (полоса набора) на стандартной странице книги занимает 70–75 % от общей площади страницы. Что касается полей, то внутреннее (корешковое) поле должно быть больше наружного (переднего) поля. В России величина полей, длина строки, кегль и интерлиньяж для детских изданий определяется отраслевым стандартом ОСТ 29.127-96, для литературно-художественных и научно-популярных изданий — стандартом ОСТ 29.124-94 (список необходимых стандартов приведен в главе 2, а стандарты находятся на компакт-диске).

    СОВЕТ
    Если есть возможность выбора, установите максимальное значение корешкового поля. Это облегчает фальцовочные и переплетные работы.

    Подбор шрифтов

    Выбрав основную разметку, следует подобрать размер шрифта. Пределы допустимых размеров ограничены как сверху, так и снизу. Подробнее о шрифтах см. главу 2.

    ВНИМАНИЕ
    Выбор кегля меньше 9 пунктов значительно усложнит восприятие текста.

    Наиболее удобными размерами шрифта являются 11 и 12 пунктов для двухколонной верстки, 10 и 11 пунктов для трехколонной верстки. Для справочников, энциклопедий допускаются шрифты 8–9 кегля.

    Шрифт выбирается в зависимости от вида публикации. Если вы планируете выпускать недорогое издание, например, газету или журнал, рекомендуется применять рубленые шрифты. Так принято в России, и объясняется низким качеством печати подобной продукции. Рубленые шрифты обеспечивают достаточную читаемость текста. Если используются современные технологии, то никаких технических ограничений применения шрифтов быть не должно.

    Чаще всего применяют два основных шрифта. Шрифт с засечками используют для больших материалов, а рубленый — для сносок, комментариев, небольших заметок. При выборе шрифтов необходимо учитывать их сочетаемость, то есть шрифты должны хорошо «смотреться» вместе. Декоративные шрифты уместно выбирать для рекламы, причем эти шрифты должны значительно отличаться от основного и заголовочного шрифта.

    ВНИМАНИЕ
    Для набора текста следует остановиться на прямом нормальном начертании. Курсив и полужирное начертание применяются, как правило, только для выделения.

    Основные элементы макета

    Текстовые элементы по своей значимости имеют разные уровни иерархии (основной текст, заголовки и подзаголовки, выноски, подрисуночные подписи), поэтому после определения параметров основного текста необходимо выбрать стили для заголовков. Заголовки (они должны быть короткими, понятными и легко читаться) организуют и облегчают чтение, помогают ориентироваться в логике страницы. Эффектным является сдвиг заголовка влево относительно вертикали выравнивания текста. Это позволяет быстро просмотреть заголовки по вертикали.

    Расстояние между текстом и последующим заголовком, как правило, больше, чем расстояние от этого заголовка до относящегося к нему текста. Все связанные между собой элементы должны отделяться одинаковым по размеру пустым пространством (например, заголовки и относящиеся к ним тексты, иллюстрации и подписи к ним).

    Используемая в заголовках гарнитура или кегль должны контрастировать с основным текстом. Подзаголовки должны быть менее контрастными, чем заголовки, но более контрастными, чем основной текст. Основные заголовки (заголовки первого уровня) имеют кегль обычно на 2 пункта выше, а заголовки второго уровня — на 1 пункт выше или тот же кегль, что и у основного текста. Для заголовков любого уровня часто применяют капители.

    Колонтитулом (от франц. colonne — столбец и лат. titulus — надпись, заголовок) называются заголовочные данные, помещаемые над или под текстом каждой страницы. С помощью колонтитулов можно усилить единство всей публикации. Место расположения постоянных колонтитулов принимается в соответствии с типом выключки заголовков в тексте. Колонтитулы должны легко отличаться от основного текста. Можно порекомендовать для колонтитулов курсив или капитель того же шрифта, что и основной текст.

    Колонцифры (номера страниц) обычно помещаются на одну строку с колонтитулом вверху страницы с выключкой влево или вправо, или в строку нижнего колонтитула с интервалом в одну строку от последней строки текста на странице. В качестве колонцифры чаще всего используют арабские цифры. Иногда колонцифры служат элементом дизайна страницы.

    Следует определить максимально допустимое количество идущих подряд строк с переносами. Общее правило таково, что их не должно быть больше двух. Критерий, по которому организуются переносы — удобочитаемость слов с переносом. Сторонники строгих правил не допускают, чтобы первая часть переносимого слова состояла менее чем из трех букв, хотя на практике это не всегда возможно.

    СОВЕТ
    Большую помощь в подготовке макета может оказать модульная сетка. Модульная сетка определяет дизайн будущего макета и задает места размещения колонцифр, текста, иллюстраций, заголовков. Сетка представляет собой систему непечатаемых вертикальных и горизонтальных линий, разделяющих страницу. Она придает публикации упорядоченный и целостный вид, задает основные зрительные правила.

    Колонки

    Как правило, текст располагают колонками. Ширина колонок влияет на читаемость документа. От ширины колонки зависит и размер шрифта. Более широкие колонки требуют более крупного шрифта и наоборот.

    Одноколонные макеты

    Рис. 1.3. Одноколонные макеты обычно применяют для деловых документов

    Одноколонные макеты обычно применяют для деловых документов (рис. 1.3) Это бизнес-план, отчет, письмо, страницы справочника.

    В таких публикациях дизайн менее разнообразен. Здесь будут уместны большие поля и межстрочные интервалы, простые очертания шрифтов, выключенный по формату текст, зрительно будет казаться более строгим и свободным.

    СОВЕТ
    При создании одноколонных публикаций следует иметь в виду, что длинную строку читать труднее, чем короткую. Длинную строку трудно удерживать в поле зрения. Одноколонные страницы могут показаться скучными и непривлекательными. Чтобы избежать этого, по возможности добавляйте графические элементы. Увеличивайте интервал между абзацами. Это делает страницу более легкой.

    Двухколонные макеты более экономичны, поскольку позволяют разместить на странице много текста. Более того, выглядят они привлекательнее, чем одноколонный макет. Две колонки дают большую свободу в выборе размера и положения заголовков (рис. 1.4). Если для основного текста используется не одна колонка, их ширина должна быть одинаковой. На общий вид документа влияет и расстояние между колонками. Слишком близко расположенные колонки затемняют документ, затрудняют чтение. Чем шире поля, тем публикация кажется светлее.

    Двухколонный макет

    Рис. 1.4. Двухколонный макет позволяет придать публикации более изысканный вид

    СОВЕТ
    Необходимо следить, чтобы заголовки в соседних колонках не выстраивались в одну линию и не располагались слишком близко к началу или концу колонки (исключением является самая первая колонка).

    Трехколонный макет применяют в журналах и каталогах (рис. 1.5). Он удобен, если необходимо разместить небольшие рекламные объявлений и изображения в пределах одной, двух или трех колонок. При этом можно разбивать материал на небольшие фрагменты и применять различные графические средства для указания относительной важности разделов. Строчки в таком макете короткие, поэтому применяют достаточно мелкий шрифт (9–10 пунктов), который, тем не менее, легко читается.

    Трехколонный макет

    Рис. 1.5. Трехколонный макет применяют в журналах, каталогах
    Ширина колонок для книжной верстки указана в ОСТ 29.124–94 «Издания книжные. Общие технические условия». Для журналов и газет строгих правил не существует.

    СОВЕТ
    При выборе оптимальной ширины колонки следует иметь в виду, что узкая колонка комфортна для читателя, но не должна служить непреодолимым препятствием при верстке. Дело в том, что слишком узкие колонки затрудняют создание в словах переносов, а это делает строки чересчур разряженными.

    Для книг, например, ОСТ 29.124–94 не рекомендует применение строк длиннее 126 мм для кеглей 10 пунктов и более.

    Иллюстрации и текст

    Иллюстрации играют важную роль в оформлении публикаций, поэтому необходимо правильно их использовать. По стилю и по смыслу иллюстрации должны соответствовать тексту, помогать его восприятию.

    Сначала рассмотрим основные виды верстки текста с иллюстрациями.

    Изображения размещаются с заходом на поле. Такой способ верстки называют закрытой с выходом в поле (рис. 1.6).

    Закрытая верстка с выходом в поле

    Рис. 1.6. Закрытая верстка с выходом в поле
    Изображения могут размещаться с заходом на поле так, что при обрезке срезается часть изображения. Такой способ верстки называют открытой «под обрез» (рис. 1.7).

    Открытая верстка «под обрез»

    Рис. 1.7. Открытая верстка «под обрез»
    Если изображения маленького формата, их можно размещать на полях вне текста (рис. 1.8).

    Размещение изображений на полях

    Рис. 1.8. Размещение изображений на полях
    В двухколонном или трехколонном макете изображения могут быть размещены внутри текста. Если изображения соприкасаются с текстом всеми четырьмя сторонами, то верстка называется глухой (рис. 1.9).

    Глухая верстка

    Рис. 1.9. Глухая верстка

    Закрытая в оборку верстка

    Рис. 1.10. Закрытая в оборку верстка
    Если изображения размещены внутри текста и соприкасаются с ним тремя сторонами, верстка называется закрытой в оборку (рис. 1.10).

    Верстка, при которой изображение соприкасается с текстом двумя сторонами, называется закрытой вразрез (рис. 1.11).

    Закрытая верстка вразрез

    Рис. 1.11. Закрытая верстка вразрез
    Открытой версткой называется верстка, при которой изображения размещаются вверху или внизу каждой полосы и соприкасаются с текстом одной (верстка вразрез) или двумя (верстка в оборку) сторонами (рис. 1.12).

    Открытая верстка вразрез и в оборку

    Рис. 1.12. Открытая верстка вразрез и в оборку

    Таким образом, можно выделить четыре основных вида верстки текста с иллюстрациями:

    • открытая верстка (изображения размещаются вверху или внизу каждой полосы);
    • закрытая верстка (изображения размещаются внутри текста и соприкасаются с текстом двумя или тремя сторонами);
    • глухая верстка (изображения в многоколонном макете размещаются внутри текста и соприкасаются с ним всеми четырьмя сторонами);
    • верстка изображений на полях (небольшие изображения располагаются на полях). Существуют правила, которые желательно соблюдать при работе с текстом и иллюстрациями.
    • Вокруг каждой иллюстрации должно быть достаточно свободного пространства.
    • Иллюстрации должны сочетаться между собой и вписываться в общую цветовую схему.
    • Если текст располагается в нескольких колонках, иллюстрация должна занимать целое число колонок.
    • Использовать нужно только необходимые иллюстрации.
    • Не рекомендуется применять в одной публикации открытую и закрытую верстку, то есть должно быть соблюдено единство оформления.
    • Нельзя размещать изображения одного формата в оборку и вразрез. Размер изображения с подписью должен быть кратен по высоте целому числу строк основного текста.
    • Если на изображение имеется ссылка, то оно должно размещаться на одном развороте со ссылкой и, по возможности, после ссылки.
    • Если высота иллюстрации приблизительно равна высоте полосы, рекомендуется размещать ее на отдельной полосе. В этом случае существует правило на количество строк перед и после изображения: минимальное количество строк при открытой верстке равно трем или четырем, при закрытой верстке — двум или трем над и четырем или пяти под изображением.
    • Подпись к изображению располагается обычно под ним с отбивкой, не превышающей кегля основного шрифта. Поскольку подрисуночная подпись относится к иллюстрации, отбивка ее от иллюстрации должна быть меньше, чем отбивка от текста, а шрифт должен совпадать с основным текстом. Довольно часто в подрисуночные подписи выносят в сжатом виде важную информацию. Подрисуночные подписи можно располагать под иллюстрацией (стандартное расположение), сбоку от иллюстрации (не всегда приветствуется), на полях рядом с иллюстрацией.

    Небольшие советы

    Ни для одного вида публикаций внешний облик не значит так много, как для рекламы, потому что информация заключена в самих средствах ее выражения. Создаваемый образ и качество изготовления должны соответствовать цели публикации, поэтому необходимо тщательное обдумать, какое впечатление и на кого вы хотите произвести, чтобы вызвать желаемый эффект. Если реклама графически непривлекательна, она затеряется среди других сообщений. Если листовка или плакат не несут четкой информации, они становятся частью общего оформления улиц или зданий.

    Если вам необходимо разместить много текста на небольшой странице, позаботьтесь о его читаемости. Выбрав мелкий и плотный шрифт, максимально увеличьте интерлиньяж и свободное пространство вокруг текста. Чем короче строки, тем меньше должно быть расстояние между ними. В заголовках иногда применяют нулевой интерлиньяж, когда строки вплотную прилегают друг к другу.

    СОВЕТ
    Сделать более привлекательной листовку, заполненную только текстом, довольно сложно. В этом случае можно использовать рамки, эффектно украсив с их помощью простой текст.

    Чтобы разнообразить документ, сделать его динамичнее, используйте линии различной толщины. Любая видимая линия вносит движение. Для усиления эффекта можно закончить свободный конец линии стрелкой или треугольником.

    Текст, разделенный абзацами, легче читается. Существует два основных способа разделения абзацев: вертикальные интервалы между абзацами (отбивки) и отступ первой строки абзаца (красная строка). Первый способ больше подходит для плотного, делового текста. «Красные строки» (втяжка слева) имеет смысл применять в художественной литературе.

    СОВЕТ
    Следует иметь в виду, что простые штриховые рисунки выглядят четкими и строгими, если они напечатаны белыми линиями на черном фоне. Выворотные рисунки на черном фоне выглядят более эффектно, чем цветные рисунки на белом фоне в разноцветных рамках. Хотя возможны и исключения.

    Итак, подведем итог всему вышесказанному.

    • Основной мыслью при оформлении публикации должно быть удобство восприятия. Это важнее любых дизайнерских находок.
    • Начните работу с наброска проекта на бумаге.
    • Структурируйте материал и установите приоритеты и связи между ее элементами.
    • Выберите стиль оформления публикации, соответствующий ее содержанию и назначению. Используйте этот стиль оформления для всей публикации.
    • Одинаковые по смыслу элементы оформляйте одинаково, но в то же время избегайте почти одинаковых по оформлению элементов, поскольку это воспринимается как небрежность.
    • Помните, что маленькое расстояние между колонками и близко расположенные строки делают страницу темной.
    • Заголовки должны быть короткими и четкими. Они должны отличаться от основного текста.
    • Кегль заголовка выбирайте в зависимости от уровня заголовка и кегля текста.
    • Иллюстрации должны быть одинаково обработаны, должны сочетаться между собой по стилю, по форме.
    • Вокруг каждой иллюстрации должно быть достаточно свободного пространства.
    • Количество иллюстраций должно быть подчинено принципу минимальной достаточности.

    Что необходимо знать перед выводом пленки

    Оригинал-макет готов. Возможно, на этом ваш труд закончен, и предстоит визит в сервисное бюро, где будет создан PostScript-файл. Возможно, эту работу вы будете выполнять самостоятельно. В любом случае, необходимо проверить следующие параметры.

    • Соотношение между разрешающей способностью выводного устройства и линиатурой растра определяет качество растрового изображения при печати. Основными критериями при выборе разрешения должны быть линиатура выводного устройства, качество бумаги и тип печатной машины (подробнее о выборе линиатуры и разрешения читайте в четвертой главе).
    • Даже очень дорогие мониторы и цветные принтеры не в состоянии точно воспроизвести тиражный цвет, поэтому, определяя триадные цвета, используйте каталоги образцов цветов. Это позволит добиться совпадения с тиражным цветом. Каталоги образцовых оттисков должны быть нужной цветовой модели и соответствовать предполагаемой бумаге (матовой или глянцевой).
    • При выборе смесевых красок из библиотек типа Pantone необходимо четко указывать имя цветового канала, поскольку именно имя определит ту краску, которой ваша публикация будет напечатана. Если не предполагается печать такими красками, а в вашем макете они применялись, все плашечные цвета необходимо перевести в составные (CMYK), и убедиться, что цветовая гамма не изменилась. Каталоги Pantone выпускаются каждый год, поэтому пользуйтесь теми каталогами, которые имеются в типографии, где вы будете размещать свой заказ. Если вы выбираете заказные цвета, то для импортирования в программу верстки файл необходимо сохранить в формате PhotoShop EPS/DCS 2.0. Формат DCS 1.0 не поддерживает дополнительные цветовые каналы. В итоговой версии публикации список цветов должен состоять только из необходимого количества.

      ВНИМАНИЕ
      Особое внимание уделите использованию «черных» цветов. Дело в том, что 100 % black и, например, 100 % black + 100 % cyan на экране выглядят одинаково, хотя в печати четко различимы.

      • Если необходимо, чтобы белый цвет отличался от цвета чисто белой бумаги, необходимо, чтобы в белом цвете базовые цвета были не равны нулю, а определялись небольшим количеством красок. Полиграфический процесс требует установки точки белого, отличной от нуля.
      • Имейте в виду, что большие площади растрированного из двух или трех красок фона не слишком хорошо печатаются, заметен растр.
      • В макетах, подготовленных в программе CorelDRAW, можно закрашивать объекты либо сплошной, либо градиентной заливкой. Другие типы заливки, как правило, не допускаются.
      • Внедренные профили, помещаемые в растровые файлы, должны соответствовать использованному оборудованию.
      • При цветокоррекции следует учитывать, что в печати все изображения обычно выглядят менее ярко, чем на экране, особенно, если монитор неправильно откалиброван или не откалиброван вообще.
      • Большинство программ верстки позволяет размещать элементы полосы издания за пределами обрезного формата страницы. В связи с этим следует иметь в виду, что резка печатной продукции производится, как правило, стопой в несколько десятков листов, поэтому даже сверхточный резательный станок не позволяет избежать смещения листов в стопе. Кроме того, бумага деформируется во время печати под воздействием красок и валов в печатном станке и во время сушки. Одним словом, процесс резки предполагает неизбежную погрешность. При фальцовке брошюр и книг дополнительная часть изображения необходима для компенсации сползания страниц из-за толщины тетрадки. Исходя из всего сказанного, следует, что сверх окончательного формата изделия необходимо предусматривать некоторый запас изображения, выходящего за линию реза (выпуск или вылет за обрез). Общепринятая величина вылета — 5 мм. Для продукции, не требующей другой послепечатной обработки кроме резки, и имеющей простой прямоугольный формат, эта величина может быть немного меньше (2–3 мм). Если в публикации отсутствуют вылеты за обрез, типография может отказаться ее принимать.

      СОВЕТ
      Необходимо проконсультироваться в типографии о величине припуска на рубку для изображений, заверстанных «под обрез». Обычно элементы изображения, доходящие до краев полосы, должны быть выведены «навылет» на 3–5 мм для компенсации погрешностей обрезки. Обрезки текста можно избежать, размещая его на расстоянии не менее 10 мм от линии обрезки. Для продукции с клеевым переплетом необходимо учесть влияние корешка.

      ВНИМАНИЕ
      В склеенных изделиях учитывается влияние боковой склейки на первую и последнюю страницы. Дело в том, что боковая склейка уменьшает полезную площадь страницы примерно на 5 мм со стороны корешка.

    • Используйте линии толщиной 0,25 пт и более. Линии толщиной менее чем четверть пункта выглядят на распечатках с лазерных принтеров значительно более плотными, чем они окажутся на самом деле. Разные программы верстки и редактирования изображений по-разному определяют толщину линии с атрибутом Hairline. Некоторые программы определяют атрибут Hairline как линию толщиной 0,25 пт, а некоторые — как линию минимально возможной толщины, воспроизводимой выводным устройством, поэтомуне используйте для оформления элементов полосы линии с атрибутом Hairline.

      ВНИМАНИЕ
      Минимально возможная толщина линии, воспроизводимая выводным устройством сервисного бюро, куда вы сдали публикацию, может оказаться для вас неожиданно маленькой.

    • Все цветные растровые изображения перед заверстыванием в полосу должны быть сохранены как CMYK-изображения, если вы имеете откалиброванные мониторы и сами выполняете цветоделение. Если мониторы не откалиброваны, и вы не можете выполнить цветоделение, используйте модель RGB. В этом случае изображения должны быть помещены в публикацию как связанные файлы, а перевод в модель CMYK будет выполнен в сервисном бюро, в которое вы планируете обратиться. Все черно-белые растровые изображения должны быть сохранены как изображения в серых тонах (grayscale). Штриховые изображения сохраняются как изображения bitmap.

      ВНИМАНИЕ
      Не помещайте изображения в полосу через буфер обмена или используя технологию OLE. Проверьте связи публикации с файлами иллюстраций, и если связи нарушены, восстановите их.

    • Допустимыми форматами файлов являются TIFF без LZW-компрессии или EPS без jpg-сжатия.

      СОВЕТ
      Если вас не устраивает формат TIFF из-за слишком большого объема, а качество изображения не слишком актуально, можно сохранять последнюю (но не промежуточную, поскольку при каждом сохранении в формате jpg погрешность накапливается) копию растрового файла в формате jpg с нужным уровнем качества.

    • Масштабирование, кадрирование и поворот в программах верстки обычно дают худшие результаты, чем эти же операции, проведенные в PhotoShop, так как там работу функций интерполяции изображения для пересчета цвета пикселов можно контролировать. Эти же действия, выполненные в программе верстки, снижают качество изображений.

      ВНИМАНИЕ
      Не рекомендуется помещать в полосы пакетов верстки иллюстрации в формате EPS, экспортированные из CorelDRAW. Объясняется это тем, что «preview» иллюстрации в формате EPS, экспортированной из CorelDRAW, смещено на 7 мм относительно самой иллюстрации, а это сложно учитывать при верстке. Лучше выполнять экспорт из CorelDRAW в формат TIFF (подробнее об этом смотрите в главе 6).

    • На вывод, кроме собственно файла PageMaker, необходимо подавать все заверстанные в полосы изображения (даже если они встроенные) и все использованные в дизайне шрифты. От качества шрифта зависит очень многое. Бывает, что дефекты шрифтов могут быть обнаружены только после печати, поэтому по возможности старайтесь делать пробную печать.

      ПРИМЕЧАНИЕ
      Для вывода на экран и на печать служат разные шрифты, поэтому в комплекте шрифтов должны присутствовать как экранные версии шрифтов (с расширением .pfm), так и принтерные (с расширением .pfb). Отсутствие принтерной версии шрифта приведет к тому, что в пленках окажутся символы с разрешением 72 точки на дюйм. В случае шрифтов типа TrueType каждый представлен одним файлом с расширением .ttf.

    • Избегайте шрифтов типа TrueType, датированных 1994 и более ранними годами. В таких шрифтах достаточно часто встречаются внутренние противоречия, приводящие к сбоям ФНА.
    • Работайте со шрифтами, созданными солидными производителями. Не стоит пользоваться «пиратскими» шрифтами. Не надейтесь на благополучный исход процедуры замены шрифтов на «похожие». Результат может быть очень неудачный.

    СОВЕТ
    Старайтесь не верстать системными шрифтами (шрифтами, которые устанавливаются в систему в процессе инсталляции Windows или MacOS), при малейшей возможности заменяйте шрифты TrueType на их PostScript эквиваленты.

    Дизайн — это всегда компромисс между желаемым и возможным, вызванный как техническими, так и материальными причинами. Иногда финансовые возможности заказчика позволяют сделать что-то дорогое и необычное, но даже в этом случае необходимо знать меру. Далеко не всегда полноцветная печать смотрится лучше одно- или двухкрасочных изданий. Главное, чтобы печатный продукт получился цельным. Компьютерные возможности безграничны. Лучшее решение подскажут ваш вкус и опыт.

    Получение пленок

    Материалы для вывода на ФНА можно передать в двух возможных вариантах.

    • В виде PostScript-файла. Для тех, кому вы его передаете, это самый простой вариант, потому что ничего, кроме вывода, с ним делать не придется. Исправить возможные ошибки уже нельзя. Все ошибки, которые возникнут — это ваши ошибки.
    • В виде подготовленной к выводу публикации и всех связанных с ней файлов. Это, пожалуй, самый распространенный вариант.

    В любом случае после создания публикации необходимо создать PostScript-файл. О том, как это делается, речь пойдет в восьмой главе, а сейчас, предположим, что этот файл уже готов. Прежде чем выводить пленки, необходимо проверить правильность PostScript-файла следующим образом: с помощью приложения Adobe Distiller конвертировать этот файл в PDF-формат, а затем внимательно просмотреть (при этом сравнивая с публикацией в цвете) полученный PDF-файл, используя приложение Adobe Reader. Далее подготовленный PostScript-файл подвергается технологии растрирования — когда оттенки цвета получаются за счет изменения площади растровых элементов (амплитудно-модулированное) или их частоты на единицу площади (частотно-модулированное) растрирование. Традиционным методом является амплитудно-модулированное растрирование (подробнее о растрировании см. главу 4).

    СОВЕТ
    Выведенные пленки нуждаются в проверке, которая осуществляется на специальном световом столе. Особого внимания требуют тексты. Тщательная проверка пленок необходима, потому что несовмещение фотоформ, как и последующее несовмещение печатных форм — один из главных факторов, определяющих качество печатной продукции.

    Параметром, который может дать объективные сведения о качестве получившейся пленки, является ее оптическая плотность. Измеряется этот параметр денситометром проходящего света. Замеры делаются на служебной шкале фотоформы, выводимой за полем изображения. Такая шкала, как правило, содержит 11 участков со значениями относительных площадей от 0 % до 100 % с шагом 10 %. С помощью денситометра определяются оптические плотности неэкспонированного участка шкалы и участка максимального почернения. В соответствии с международным стандартом ISO 12647-2 копировальные свойства фотоформ считаются удовлетворительным при выполнении следующих условий: оптическая плотность неэкспонированного участка шкалы должна быть равна 0,15, а оптическая плотность на участке максимального почернения — 3,50. Естественно, возможны отклонения от этих значений, зависящие от используемого оборудования и качества печати.

    СОВЕТ
    После проверки пленок желательно выполнить цветопробу (так называют пробную печать). Изготовить цветопробу можно как с готовых пленок, так и до их вывода. Цветопроба позволяет оценить цветовое решение полосы, выявить явные ошибки цветоделения.

    Подробные требования к пленкам для разных способов печати приведены в технологических инструкциях для каждого способа печати и конкретной технологии. И это важно, поскольку часто в типографии применяют не одну технологию.

    Вопросы, задаваемые в типографии

    Чтобы грамотно оценить качество печати, необходимо представлять, какие бывают дефекты, из-за чего они могут возникнуть. Если вы имеете представление о дефектах и источниках их возникновения, то будете знать, за чем следить и у кого и что спрашивать.

    • Дефект, связанный с подачей краски, так называемый «завал теней» , вызывается сильным растискиванием или растеканием краски по порам бумаги. Может быть вызван некачественной печатной формой. Характерен для газетной и немелованной бумаги. О параметрах растискивания необходимо проконсультироваться в типографии еще до начала обработки изображений в Photoshop.
    • Потеря контрастности. Может быть вызвана плохой фотоформой, либо плохой печатной формой, либо высоким давлением печати, либо несочетаемостью краски и бумаги. Поэтому нелишним будет провести исследование свойств различных сортов бумаги и при ее выборе основываться не на цене и рекламе, а на проверенной информации.

    СОВЕТ
    Обычно максимальная усадка бумаги происходит при больших перерывах в печати. Поэтому лучше проследить, чтобы все прогоны по возможности были сделаны в один день. Если же это сделать по каким-то причинам не удается, незавершенные оттиски лучше накрыть полиэтиленовой пленкой.

    • Появление муара связано с некачественной фотоформой или с использованием в качестве иллюстраций изображений, отсканированных с полиграфической продукции.
    • Несовмещение красок и текста, появление белых обводок — результат некачественной фотоформы или неправильно проведенной функции треппинга (о треппинге читайте в седьмой главе). Хотя возможна и ошибка печатника, поскольку добиться стабильного совмещения даже на новой машине высокого класса — это целое искусство. Чем сильнее изношена машина, тем тоньше настройки, обеспечивающие хорошую приводку на нескольких прогонах, поэтому от квалификации печатника зависит очень многое.
    • Смазывание, двоение обусловлены неотлаженностью печатной машины.
    • Механические дефекты обычно вызваны липкостью краски, влажностью бумаги, нарушением режима сушки оттисков.
    • Нарушение «баланса серого» вызвано неверным соотношением подачи составных красок или неправильным цветоделением. Вы должны обратить внимание печатника на дефект и эта проблема может быть решена заменой краски или бумаги.

    СОВЕТ
    По возможности представляйте в типографию цветопробы. Лучше всего, если они будут в формате 1:1. Если пробы представлены в другом формате, на них необходимо указать соотношение.

    • Устранение любого дефекта (если его еще можно устранить) требует профессиональных навыков и времени, поэтому еще до создания оригинал-макета необходимо обговорить основную часть вопросов с типографским технологом

    Контрольные вопросы

    1. Чем отличается макетирование от верстки?
    2. Чем отличается печатная форма от фотоформы?
    3. Что такое печатный и пробельный элементы?
    4. Если публикация содержит всего два цвета, какие краски (смесевые или триадные) целесообразно использовать?
    5. Сколько фотоформ потребуется для буклета, содержащего цветные фотографии и черный текст?
    6. Перечислите основные требования, предъявляемые к ФНА.
    7. Для каких типов изданий необходим вывод фотоформ на ФНА?
    8. Чем отличаются печатные формы для плоской и высокой печати?
    9. К какому способу печати относится флексография?
    10. В каком виде необходимо предоставлять материал для печати способом ризографии?
    11. Что такое шелкография и чем она отличается от офсета?
    12. Как краска попадает на бумагу при офсетном способе печати?
    13. От чего зависит величина растискивания растровой точки?
    14. Что необходимо учитывать, приобретая бумагу?
    15. Какие ограничения накладывает на бумагу офсетная печать?
    16. Как влияет белизна бумаги на конечный результат?
    17. Как вы считаете, можно ли использовать при офсетной печати бумагу повышенной глянцевости?
    18. К чему может привести выбор экзотического сорта бумаги?
    19. Чем определяется качество публикации?
    20. Чем необходимо руководствоваться при разработке дизайна журнала?
    21. Что называется закрытой версткой?
    22. Как называется верстка, при которой изображение соприкасается всеми четырьмя сторонами с текстом?
    23. Каким устройством измеряется оптическая плотность пленки?
    24. Вы получили слишком темный оттиск. Чем это может быть вызвано?
    25. Созданный макет, по вашему мнению, удовлетворяет всем необходимым требованиям, а в напечатанном тираже часть изображений оказались срезанными. В чем дело?
    26. В PostScript-файле присутствуют элементы в цветовой модели RGB. Как это отразится на выведенных пленках?
    27. В созданном макете текст читался нормально, а в отпечатанном тираже появились непонятные символы. Каковы возможные причины?
    28. Вы создали PostScript-файл для четырехкрасочной печати (CMYK), а получилось 5 пленок. Почему?
    29. В рекламной листовке были использованы тонкие линии. В отпечатанном тираже они пропали. Чем это вызвано?
Книги
Компьютеры
Экономика
Психология
Популярная психология
Юридическая
Периодика
Медицина
Оздоровление
Образование
Воспитание
Домоводство
Гуманитарная
Книга
О книге
Содержание
Отрывок
издательство | каталог | отдел сбыта | обратная связь | webmaster



Авторские права охраняются.
Воспроизведение материалов или их частей в любом виде без письменного разрешения запрещено!
© 1997-2004, Издательский дом "Питер"

Санкт-Петербург
пр. Бол. Сампсониевский 29а
тел. (812)-703-7374
Москва
тел. (095)-777-5467
e-mail: sales@piter.com, postbook@piter.com http://www.piter.com